Педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что социально-экономические изменения, происходящие в обществе, требуют формирования креативного, творчески активного поколения, способного нестандартно и эффективно решать новые проблемы. В педагогике проблема творчества и креативного мышления всегда была одной из самых актуальных. Однако несмотря на это, она остается недостаточно изученной в теории и мало представленной в практике воспитания детей. Поэтому интерес к теме творчества и творческости не ослабевает с годами.
Понятия «творчество» и «креативность» изучаются с разных сторон: разрабатываются теории и программы по развитию креативности и творческих способностей личности, разрабатывается понятийный аппарат различных концепций, исследуются творческое мышление и творческие способности личности. Исследованием развития творческих способностей занимались такие ученые, как Л.С.Выготский, А.В.Брушлинский, В.А.Сухомлинский, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, Дж.Гилфорд, Э.П.Торренс
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ7
1.1Развитие творческих способностей у младших школьников как психолого-педагогическая проблема7
1.2Специфика организации внеурочной деятельности с младшими школьниками17
Выводы по первой главе26
2ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ28
2.1Исследование исходного уровня развития творческих способностей у младших школьников при организации внеурочной деятельности28
2.2Реализация экспериментальной методики, направленной на развитие творческих способностей у младших школьников38
2.3Анализ результатов педагогического эксперимента43
Выводы по второй главе50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ56
ПРИЛОЖЕНИЯ60 TOC \o "1-3" \h \z \u
Список литературы
1. Формирование конкретных музыкальных представлений. Н. Римский-Корсаков
Вступление к опере «Сказка о царе Салтане», «Три чуда».
2. Формирование представлений о темпе. Э. Григ «В пещере горного короля», П. Чайковский «Камаринская», р. н. п. «Ах, вы сени».
3. Формирование представлений об агогике в музыке и в движениях. Ф. Шопен «Вальсы», «Мазурки».
4. Музыкальные характеристики образов птиц и животных. К. Сен-Санс «Карнавал животных».
5. Развитие «чувства ритма»: плавное движение и пунктирный ритм. П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», р. н. п. «Во поле береза стояла».
6. Остановки и изменения равномерного движения в музыке (паузы, замедления, ускорения). Ф. Мендельсон «Песни без слов», Э. Григ. «Норвежские танцы», И. Брамс «Венгерские танцы».
7. Формирование представлений о 2-х и 3-х дольном метре. С. Рахманинов «Итальянская полька», М. Глинка «Полька», С. Майкапар «Вальс», Э. Григ «Вальс».
8. Освоение ритмических формул и музыкальных характеристик простейших танцевальных жанров в движении: марш, полька, вальс. Д. Шостакович «Марш»,
М. Глинка «Марш Черномора», М. Глинка «Полька», Е. Дога «Вальс».
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения с учетом требований Базисного учебного плана. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законныепредставители).
При отсутствии условий для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (в рамках соответствующих государственных ( муниципальных) заданий, формируемых учредителем, на договорной основе).
Часть внеурочных занятий изначально предполагает выбор интересного для обучающегося вида деятельности. Он может быть определен с учетом пожеланий родителей конкретного класса ( например, экскурсия, туристический поход). Обучающиеся получают возможность попробовать себя в