Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков в старших классах средней школы
Введение
Программа по иностранному языку для общеобразовательных школ ставит перед преподавателями задачу сформировать у учеников умение свободного общения на иностранном языке. В методической литературе последних лет вопросы эффективного обучения неподготовленной устной речи рассматривались неоднократно. Представляется, что недостатком работы над экспрессивной речью на уроках иностранного языка является ограниченный вид речевых действий, которыми ученики овладевают в процессе обучения. Как показывают наблюдения, основными речевыми действиями на занятиях по практике устной речи являются: пересказ, констатация фактов, ответы на вопросы, описание. Ученики плохо умеют вести спор, доказывать, противоречить, убеждать, уговаривать. Следовательно, в целях эффективного обучения экспрессивной иноязычной речи представляется необходимым побуждать и стимулировать учеников к разнообразным речевым действиям, выражающим мысли, чувства и волю говорящего.
Известно, что при порождении речи большое зна
Содержание
Введение1
Глава 1. Теоретические основы обучения учебной дискуссии на иностранном языке в школе4
1.1. Дискуссия как одна из форм коммуникативного обучения. Принципы дискуссионного обучения5
1.2. Дискуссия как эффективное средство развития навыков и умений устной неподготовленной речи. Виды учебных дискуссий12
1.3. Модель обучения дискуссии как комплекс упражнений20
Выводы по первой главе.27
Глава 2. Методика обучения дискуссионному общению в старших классах средней школы. Моделирование дискуссии.28
2.1. Содержание и структура дискуссии.29
2.2. Подготовка и организация дискуссии.31
Выводы по 2 главе.38
Глава 3. Проверка предложенной методики обучения дискуссии в ходе опытного обучения. Анализ данных опытного обучения.39
3.1 Констатирующий этап.39
3.2 Формирующий этап.42
3.3. Контрольный эксперимент.52
Выводы по 3 главе: анализ данных опытного обучения.54
Заключение55
Список литературы57
Приложение62
Список литературы
1. Ананьева Л. Обучение студентов языковых специальностей профессионально направленной диалогической речи с использованием деловой игры (французский язык): Дис. ... Канд. пед. наук: спец. 13.00.02 / Ананьева Людмила Валентиновна. - М., 2002. - 266 с.
2. Андриевская В.В. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка / В.В. Андриевская // Иностр. яз. в школе. - 1987. - № 6. - С. 3 - 8.
3. Ахвледианы Ю. Т. Методические указания по составлению кейсов. Методические указания [Электронный ресурс] / Ю. Т. Ахвледианы, И. П. Хоминич. - М. - 14 с. - Режим доступа: http: // www. Magistr. Rea. Ru 5_4 Case. Pdf. Pdf - Название с титул. экрана.
4. Ахвледианы Ю.Т. Методические указания по составлению кейсов. Методические указания [Электронный ресурс] / Ю. Т. Ахвледианы, И. П. Хоминич. - М. - 14 с. - Режим доступа: http : // www . Magistr . Rea . Ru 5_4 Case . Pdf . Pdf - Название с титул. экрана.
5. Беляева Е.Г. Теория и практика лингвистического аудита как новой технологии диагностики языковых потребностей в контексте корпоративного обучения иностранным языкам [Электронный ресурс]: дис. ... Канд. пед. наук: 13.00.02 / Беляева Елена Геннадьевна. - М .: РГБ, 2006. - Режим доступа: http : // diss .Rsl . Ru / diss / 06/0566/060566029. Pdf .
6. Бодалев А.А. Психологические условия гуманного педагогического общения / А.А. Бодалев // Советская педагогика. - 1990. - № 2. - С. 65-71.
7. Бондарь С.Н. Гуманизация в структуре процесса обучения / С.Н. Бондарь // Образование и управления. - 1998. - Т.2. - №3. - С.37-40.
8. Вайсбурд Л. Типология учебно-речевых ситуаций / Л.Н. Вайсбурд // Психологопедагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. - М .: Просвещение, 1981. - 316 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М .: Педагогика, 1991. - 479 с
10. Гальскова П. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / П. Д. Гальскова. - М.: АРКТ-Глосса, 2000. - 165 с.
11. Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. М., 1986.
12. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - Ленинград. Изд-во Ленинградский университета. 1985. - 168 с.
13. Захаров В.П. Социально-психологическое обучение В.П.. Захаров, Н.Ю. Хрящева. - Л .: Изд-во ЛГУ, 1989. - 56 с.
14. Здоровенко В. В. Культура делового общения: учеб. пособие / В. В. Здоровенко. - Дрогобыч: НПЦ "Каменщик", 2002. - 147 с.
15. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании / М.В. Кларин // Педагогика. - 1996. - № 2. - С. 8.
16. Ковалев Г. А. Об активном обучении педагогическому общению // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. науч. труд. - М .: АПН СССР, НИИ общей и пед. психол., 1983. - С. 6-20.
17. Колкер Я. М. Практическаяметодика обучения иностранному языку: Учебное пособие / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 246 с.
18. Конышева А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку / А. В. Конышева. - Мн. : Четыре четверти, 2005. - 208 с.
Во время дискуссии педагог фиксирует ошибки, недостатки в речи учащихся, только изредка исправляя их, работу над ошибками целесообразно провести на следующем занятии (после дискуссии). Педагог не должен контролировать дискуссию, он может лишь ненавязчиво направлять ее в нужном движении. Дискуссия не должна превратилась в диалог активных учащихся - каждый должен высказать свое мнение и получить возможность его защитить.
Схематично дискуссия выглядит следующим образом:
1. Начало: вступительное слово ведущего, знакомство с участниками дискуссии;
2. Основная часть: выступления, реплики;
3. Резюме: итоговый монолог ведущего;
4. Анализ дискуссии с преподавателем (какие были недостатки, был ли решен поставленный вопрос, были все тщательно подготовлены, продумали ли все свое выступление и т.п.). [5]
Таким образом необходимо назначить ведущего (