Работа с бумагой и картоном как средство развития воображения у младших школьников

Цель исследования – выявить методы и приемы развития воображения у младших школьников средствами бумаги и картона
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
06.09.2022
Объем файла
4834 Кб
Количество страниц
39
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
680 руб.
850 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Одной из основных задач, стоящих перед начальной школой является всестороннее развитие личности младшего школьника. Полноценному развитию ребенка способствуют следующие виды деятельности: учебная и творческая. В учебном процессе у детей формируются навыки и умения учиться, а в процессе творческой деятельности у младшего школьника развиваются такие способности как: самодеятельность, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Важно, чтобы познавательная деятельность проходила кроме репродуктивного уровня и на творческом уровне, так, как только благодаря этому можно добиться успешного развития всесторонней личности ребенка. Включение творческой деятельности привлечет больше внимания со стороны учеников, тем самым изучаемый материал будет более интересен для них и лучше освоен.
Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Перед педагогами стоит задача – воспитывать у детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Понятие «воображение» и его виды.

1.2. Возрастные особенности развития воображения младших школьников

ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БУМАГИ И КАРТОНА

2.1. Техники работы с бумагой и картоном в начальной школе

2.2. Методы и приемы работы с бумагой и картоном, направленные на развитие воображения учащихся

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Адлер, Г. Лекции по аналитической психологии [Текст] / Пер с англ. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2010. – 130 с.С. Выготский. - 3-е изд. - М.: Просвещение.2014. – 690 с.

2. Агаркова, Т. Ф. Дидактические игры на уроках трудового обучения // Начальная школа / Т. Ф. Агаркова - 2013. - 92-94 c. 

3. Бергсон, А. Творческая эволюция [Текст] / Пер. с фр. В.А. Флеровой. - М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 2014.

4. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов начального образования / И. С. Бухарова,Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – 106с. 

5. Введение в психологию [Текст] / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 230 с.

6. Веккер, Л. М. Психические процессы. Воображение / Л. М. 

7. Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству / И. П. Волков - М.: Просвещение, 1982. – 117 с. 

8. Вундт, В. Фантазия как основа искусства [Текст] / В. Вундт. - СПб. - М., 2003. – 111 с.

9. Выготский, Л. С. Психология творчества / Л. С. Выготский – М.: Наука, 1997. – C. 10-69. 

10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. психологический очерк [Текст] / Л. 

11. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. 

12. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов - М.: Педагогика. 1972. - 424 с. 

13. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов -  Дубровина, И. В. Психология: учебник для студентов средних педагогических заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. 

14. Дружинина, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. 

Дружинина – СПб., 1999. - 164 с. 

15. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества: цикл лекций спецкурса для студентов пед. ВУЗа и учителей общеобразовательной школы / А. Я. Дудецкий – Смоленск: изд-во смоленского гос. пед. ин-та им. К. Маркса, 2004. 

16. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А. Я. Дудецкий - Смоленск: Смоленский гос. пед. ин-т, 1974. – 214 с. 

17. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошк. Учреждений /О. М. Дьяченко- М.: Знание, 2006. 

18. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя - М.: Логос, 2004. 

19. Ильенков, Э. В. О воображении // Народное образование / Э. В. Ильенков - 1968. - № 3.- С. 10-35. 

20. Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова - М., 1979. – 162 с. 

21. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2001. - 592 с. 

22. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов выс. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. / Р. С. Немов - М.: Гуманитарный издательский центр Владос. Кн.2. Психология образования. - 2002. - 608 с. 

23. Полуянов, Ю. В. Воображение и способности / Ю. В. Полуянов - М.: Просвещение, 1982.-198 с. 

24. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. 

25. Рибо, Т. Опыт исследования творческого воображения / Т. Риббо - СПб., 1901. - 232 с. 

26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2007. – 713 .: ил. – (Серия «Мастера психологии»). 

27. Эльконин, Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов - М.: Просвещение, 1966. - 442 с. 

Ручной труд, которым занимаются обучающиеся во время осуществления подобного рода деятельности, способствуют развитию воображения, улучшению мыслительной деятельности и умственных способностей обучающихся. Также необходимо отметить, что творческая деятельность с бумагой и картоном создает все условия для развития даже функций речи и речевого поведения, рассматривает возможности его регуляции. Кроме этого, при работе с бумагой и картоном у обучающихся наблюдается формирование основ графической грамотности. Данное понятие интересно с педагогической точки зрения, поскольку оно может быть рассмотрено как умение и возможность обучающихся различных возрастных категорий читать, понимать, узнавать различные графические изображения и т.д. Помимо этого, под данным термином понимается также умение строить различные чертежи работать с чертежными инструментами, умение работать с бумагой на глаз, оформлять необходимые записи, графики, проектировать изображения в перспективе и т.д. В любом случае графическая грамотность представляет собой необходимый этап в процессе формирования графической культуры, которая связана с процессом визуализации информации. Принимая во внимание различный возраст детей, можно говорить о том, что графическая грамотность может быть трех уровней: элеменнтарного, функционального и исследовательского. 
Подводя итоги, необходимо отметить, что развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте имеет принципиально высокое значение. Тот факт, что данный этап взросления принято считать сенситивным, определяет отношение ребенка к действительности, его самосознание, социальные роль и статус. Потребность ребенка в осуществлении игровой деятельности в рамках обучения доказывает значимость внедрения в повседневную школьную работу заданий творческой направленность. Несмотря на то, что подобные задания могут быть весьма разнообразными, предпочтение педагогов отдается работе с бумагой, как с одним из наиболее доступных и практичных материалов.