Специфика обучения и воспитания детей-билингов дошкольного возраста
Введение
Актуальность исследования. На сегодняшний день, большая часть людей владеет не одним языком, особенно актуально данное обстоятельство для жителей Республики Татарстан. Владение двумя языками в Республике Татарстан, как и во всем мире, диктуется как одно из основных требований к профессиональной компетентности и личностной характеристике конкретного индивида, что дает ему статус «гражданина мира».Кроме этого, вопрос детского билингвизма набирает обороты из-за миграции, глобализации и создания межнациональных браков. Вопрос детского билингвизма посвящено огромное количество зарубежных и российских исследований, но феномен двуязычия, по-прежнему, не раскрыт и является дискуссионным, в связи с неоднородностью его природы.Детский билингвизм развивается и требует внесения изменений в воспитательно-образовательную среду детей. Все чаще и чаще появляются дети-билинги. Сегодня, дошкольное образование в условиях двуязычия – перспективное и востребованное направление, что порождает необходимость создания системы билингвального развития в целом и быть отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте [14]. Однако специальных работ, посвященных описанию и анализу
разнообразных проблем развития детей-билингов дошкольного возраста пока недостаточно. Это и определило выбор темы «Специфика обучения и воспитания детей-билингов дошкольного возраста». В данной работе будет рассмотрена проблема развития и воспитания детей-билингов дошкольного возраста на примере русского и английского, русского и татарского языков
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-БИЛИНГОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………...6
1.1. Анализ современных отечественных и зарубежных исследований по проблеме билингвизма в дошкольном возрасте………………………………...6
1.2. Проблемы в обучении и воспитании детей-билингвов и пути их решения в исследованиях отечественных и зарубежных ученых………………………12
Вывод по Главе 1………………………………………………………………...19
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-БИЛИНГВАМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………..20
2.1. Педагогические условия воспитания и обучения детей-билингвов дошкольного возраста…………………………………………………………...20
2.2. Значение поликультурной компетентности педагога при работе с детьми-билингвами……………………………………………………………...25
Вывод по Главе 2………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...33
Список использованной литературы
1. Александрова Н. Ш. Раннее двуязычие и способности ребенка /
Н. Ш. Александрова // Детское двуязычие: Материалы международной научно-практической конференции. – СПб., 2015. – С. 5-6.
2. Белянин В.П. Психолингвистика. – М.: МПСИ, 2013. – С. 355
3. Боченкова М. Ю. Билингвизм и билингвальная среда как социокультурный и психолого-педагогический феномен / М.Ю. Боченкова // научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016 – Т. 2 – С. 586–590.
4. Ваахтера Т. Синтаксические особенности глагольных конструкций в речи ребенка-билингва / Т. Ваахтера // Изучение и преподавание русского языка в Финляндии: Сборник статей. – СПб., 2020. – С. 357-377.
5. Вишневская Г. М. Билингвизм и его аспекты / Г.М. Вишневская. – М: Иваново, 2013.
6. Выготский Л. С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2012. – С. 15
7. Гвоздев А.Н. Я. Из наблюдений над речью ребенка-билингва / Гвоздев А.Н // Проблемы детской речи – 2012: Материалы Всероссийской конференции. – СПб., 2012. – С.50-51.
8. Заводницкая Ю.В. Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области) стр, 6. Актуальные задачи педагогики: материалы VI Mеждунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - 112 с.
9. Залевская А. А. Некоторые спорные вопросы теории двуязычия / А. А. Залевская // Путь в язык: одноязычие и двуязычие. Сб. статей. – М.: Языки славянских культур, 2021. – С. 33-47.
10. Имедадзе Н.В. Экспериментально-психологическое исследование овладения и владения вторым языком / Н. В. Имедадзе. – Тбилиси: Мецниереба, 2013.
11. Ковалева С.С. Билингвизм как социально-коммуникативный процесс / С.С. Ковалева // М. – 2016.
12. Коровушкин В. П., Чиршева Г. Н. Способ формирования детского билингвизма / В.П. Коровушкин, Г.Н. Чиршева // Современные технологии обучения иностранным языкам / Сборник статей. – Пенза, 2013. – С. 160-162.
13. Коровушкин В. П., Чиршева Г. Н. Формирование раннего трилингвизма / В. П. Коровушкин, Г. Н. Чиршева // Психолингвистика и проблемы детской речи – 2020: Материалы Российской научной конференции. – Череповец, 2020. – С. 43-45
14. Коровушкин П. В. Проблемы формирования детского билингвизма в моноэтнической семье / П. В. Коровушкин // Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: Материалы 2-й международной научно-практической конференции. – М., 2013. – С. 20- 22.
15. Коровушкин П. В., Чиршева Г. Н. Моноэтнический детский билингвизм во втором поколении: из опыта семейного формирования / П. В. Коровушкин В. П., Г. Н. Чиршева // Проблемы онтолингвистики – 2013:
Материалы международной научной конференции. – СПб, 2013. – С. 430-435.
16. Коцелябнова А.А . Создание билингвальной среды в рамках ДОУ для русскоязычных детей. Практический опыт / А.А. Коцелябнова // журнал «Вестник череповецкого государственного университета». – 2014. - №6 (59).
17. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов: около 25 000 слов и словосочетаний / Л. П. Крысин. – 2-е изд., доп. – Москва: Русский язык, 2020.
18. Легостаева О.В. Психологическая составляющая билингвизма. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-sostavlyayuschaya-bilingvizma/viewer (дата обращения 11.12.2021).
19. Малышева Н.И. Проблема обучения двуязычных детей (билингвов) в современной школе. [Электронный ресурс]
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/06/24/problema-obucheniya-dvuyazychnyh-detey-bilingvov-v-sovremennoy (дата обращения 02.01.2022).
20. Обвинцева О.М. Экспериментальное исследование детского билингвизма, журнал «Филологический класс». – 2012. – С. 33-35.
21. Овчинников А. В., Проскурина З. А., Петровская В. В., Протасова Е. Ю. Описание картинок у монолингвов и билингвов: лексический и грамматический выбор / А. В. Овчинников, З. А. Проскурина, В. В. Петровская, Е. Ю. Протасова // Онтолингвистика – наука XXI века: материалы международной конференции. – СПб., 2021. – С. 598-603
22. Позднякова А.А. Билингвизм и билингвальное образование / А.А. Позднякова // журнал «Наука и школа». – 2012. – С. 25-27.
23. Румянцева И. М. Психологические и психофизиологические основания естественного раннего билингвизма / И. М. Румянцева // Детское
двуязычие: Материалы международной научно-практической конференции. –
СПб., 2015. – С. 40-43
24. Солдатенко К.Ю. Партнерство ДОУ и родителей детей в процессе билингвального образования / К.Ю. Соладтенко // журнал «Наука и школа». – 2014. – С. 18-23.
25. Улзытуева А.И. Билингвальное образовательное пространство как социокультурный феномен / А.И. Улзытуева // журнал «Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения». – 2021. – С.127.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва
27. Харенкова А. В. Анализ особенностей речевого развития детей-билингвов. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-osobennostey-rechevogo-razvitiya-detey-bilingvov/viewer (дата обращения 11.12.2021).
28. Чиршева Г. Н. Введение в онтобилингвологию / Г. Н. Чиршева. – Череповец: ЧГУ, 2020. – 196 с. 96.
29. Чиршева Г. Н. Стратегии детей при одновременном усвоении двух языков / Г.Н. Чиршева // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Материалы международной
школы-семинара (V Березинские чтения). Вып. 27. – М., 2019. – С. 308-316.
30. Чиршева, Г. Н. Некоторые аспекты русской грамматики в речи американских детей / Г. Н. Чиршева // Детское двуязычие: Материалы международной научно-практической конференции. – СПб., 2015. – С. 59-61.
31. Ширин А. Г. Билингвизм: поиск подходов к исследованию в отечественной и зарубежной науке / А.Г. Ширин // Вестник Новгородского государственного университета. 2016
32. Яссман Л. В. «Развитие языковой компетентности у детей в условиях вынужденного билингвизма», / Л.В. Яссман // Комсомольск-наАмуре: Изд-во Комсом.-на-Амуре гос. пед. ин-та, 2017.
Также в ходе анализа психолого-педагогической литературы было раскрыто понятие «поликультурная компетентность» педагога в образовательной среде. Данная компетентность необходима для развития у будущих педагогов ценностных ориентаций и толерантного отношения к воспитанникам с учетом их этнических особенностей.
Подводя итог, можно заметить, что само явление билингвизма, а также педагогические и социальные результаты, достигаемые в его условиях неоднозначны. Можно утверждать, что билингвальное обучение в известном смысле оказывается средством поощрения или, в противном случае, торможения социокультурного и интеллектуального развития учащихся. Случай торможения касается, прежде всего, детей из бедных, неполных, неблагополучных семей. Они в итоге не получают достойного воспитания и образования ни на одном из языков. Представители низких социальных слоев часто воспринимают второй язык как чуждый, странный и непонятный. Благоприятный случай поощрения касается, прежде всего, выходцев из обеспеченных, социально благополучных семей. Для них второй язык обеспечивает подлинный скачок в умственном развитии. В процессе обучения ими накапливался новый практический и языковой опыт, позволяющий успешно адаптироваться к иной культуре и иному социальному окружению.
Еще несколько лет назад никто не мог подумать, что проблема детского билингвизма в образовательном пространстве встанет так остро, что наступит такой момент, когда и воспитателю потребуются навыки владения не только родным языком. Причем, это касается всех воспитателей и специалистов ДОО. Если воспитанник не понимает учителя, то он чувствует себя беспомощным. Поэтому нет ничего важнее с точки зрения современного общества, чем способность воспитателя донести до воспитанника определенные знания и отношения социального и окружающего мира, зная при этом, что ребенок его понял, усвоил.