Основы формирования исследовательских умений школьников в проектной деятельности
Введение
Образование, которое закладывается в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего образования. Именно начальная ступень школьного обучения будет обеспечивать познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
В условиях социально- экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний, умений в школе , на протяжении всей жизни
Согласно стандарту образования детям необходимо овладевать различными видами исследовательской работы. Ученики при содействии учителя должны самостоятельно научиться результативно действовать в новых ситуациях, извлекать новые знания из собственного опыта, использовать ранее накопленные знания и умения.
Исследовательская деятельность помогает сформировать разносторонне- развитую личность, способствует общему развитию школьников.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном мире.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений школьников в проектной деятельности 8
1.1 Понятия об исследовательских умениях в педагогической литературе 8.
1.2 Организация проектной деятельности в начальной школе 13
1.3. Особенности развития исследовательских умений школьников при организации проектной деятельности 18
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию исследовательских умений учащихся начальной школы при организации проектной деятельности 28
2.1. Диагностика сформированности исследовательских умений у младших школьников 28
2.2. Реализация технологии формирования исследовательских умений обучающихся в начальной школе 35
2.3. Анализ реультатов экспериментальной работы по формированию исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности….. 37
Выводы по 2 главе 57
Заключение 59
Библиографический список источников и литературы …62
Аннотация………………………………………………………………………...69
Приложения………………………………………………………………………72
Библиографический список источников и литературы
1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Амиолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская – Просвещение, 2011.
2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.
3. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. №1.
4. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие «Бизнессофт»/ «Хорошая погода»,2007.-159с.
10. Бондаревская, Е.В. Нравственное воспитание обучающихся в условиях реализации школьной реформы: учеб. пособие / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: РГПИ, 2014. – 19 с. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7697/2/Kysenok.pdf
7. Бондаренко А.И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Журнал «Начальная школа ДО и ПОСЛЕ». №5, 2004.
8. Борытко, Н.М. Введение в педагогику толерантности: учеб. пособие для ст-товпед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 80 с.
9. Вагурина, С.Д. Педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса: часть II. : Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений / С.Д. Вагурина, Н.М. Савина, С.В. Строка. – Белгород: БелРИПКППС – 2015. – 86 с. http://www.metodkab.gvarono.ru/rmo/olimpia/mr2.pdf
10. Вербицкий, А.А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике /А. А. Вербицкий. - 2013.
11. Воробьева, О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности обучающихся / О.Я. Воробьева. - Волгоград: Панорама, 2006. – 77 с.
12. Воронцова, А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.] под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения). https://www.labirint.ru/books/231657/
13. Гарднер М. “Математические чудеса и тайны” Москва “Наука”. 1970
14. Гин С. И. «Мир логики», 2001г. https://docplayer.com/267917-Gin-s-i-mir-logiki-metodicheskoe-posobie-dlya-uchiteley-nachalnyh-klassov-moskva-izdatelstvo-vita-press-2001.html
15. Григорьева Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011.
16. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва, «Просвещение»,2010. -321с.
17. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
http://knmc.centerstart.ru/sites/knmc.centerstart.ru/files/vneurochnaja_dejatelnost_shkolnikov_metodicheskij_.pdf
18. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода. «Начальная школа ДО и ПОСЛЕ». № 1, 2010.
19. Еникеев, М. И. Психологический энциклопедический словарь /М. И. Еникеев. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. -560 с. https://www.labirint.ru/books/219750/
20. Ермакова О.А. Культура проектной деятельности как средство развития образовательной среды. Журнал «Управление качеством образования». №3, 2011.
21. Журавлева, Н. А. Социально-психологические факторы толерантного отношения к взглядам и мнениям других людей / Н.А. Журавлева // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38, № 2. – С. 32- 43.
22. Замалетдинова, З.И. Формирование межэтнической толерантности младших школьников / З.И. Замалетдинова // Мир науки, культуры, образования. - №6 (49). – 2014. – С. 54-55.
23. Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе: система реализации. – Волгоград: Учитель, 2010. https://www.labirint.ru/books/449033/
24. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе: 2010,-5 с.
25. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности.- Ижевск: ИЦПКПС, 2001. https://eanbur.unatlib.ru/handle/123456789/3217
26. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008.
27. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников, - № 09,2007, с.19-23
28. Интернет – ресурс «Логик Лайк» https://logiclike.com/
29. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /
30. Камерилова Г.С., Родыгина О.А. Технология проектной деятельности как условие развития учебного сотрудничества. «Начальная школа ДО и ПОСЛЕ». № 8, 2013.
31. Капустина, Н.Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: монография / Н.Г. Капустина. – Шадринск: ОГУП «Шадринский дом печати», 2008. – 228 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01004105564
32. Колесникова, И.В. Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника / И.В. Колесникова // Историческая и социальнообразовательная мысль. – 2015. – Т. 7. - № 2. – С. 177-184
33. Кордемский Б.А. “Удивительный мир чисел” Москва “Просвещение”. 1986 https://ru.djvu.online/file/wUPdFUGoFyToi
34. Коровина И. Н. «Логические игры и задачи»
35. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю Исследовательская деятельность младших школьников, Волгоград6 Учитель, 2011.
36. Кудрявцева Н.Г. Проектная деятельность учащихся. Журнал «Справочник директора школы». №8, 2008. https://m-school14.ru/images/b/bd/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%A1%D0%BE%D0%B2.pdf
37. Курапова И.И. Метод проектов в экологическом образовании. Журнал «Начальная школа ДО и ПОСЛЕ». № 11, 2013.
38. Матяш Н.В. «Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования», РИФ «Белый ветер», 2000 г.
39. Новолодская Е.Г. Организация проектной деятельности учащихся. «Начальная школа ДО и ПОСЛЕ». 31, 2009.
40. Обухов А.С. Исследовательская позиция по отношению к миру, другим, себе / А.С. Обухов // Исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2006. https://www.nbcmedia.ru/upload/iblock/3a6/obuhov_verstka.pdf
41. Обухов А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Исследовательская работа школьников. – 2006. № 1.
42. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М.,2003. https://urait.ru/book/vozrastnaya-psihologiya-433705
43. Окружающий мир. Учебник для 2 класса: В 2 ч. (автор А.А. Плешаков, 10-е изд., испр. и доп.- М.: "Просвещение", 2009 – (Школа России).
44. Осмалова И.В. Исследовательская деятельность младших школьников как средство достижения метапредметных образовательных результатов. «Начальная школа ДО и ПОСЛЕ». № 6, 2014.
45. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», М., АРКТИ, 2003 г.
46. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение учебно-воспитательном процессе школы /Н.Ю. Пахомова // Методист. – 2004.
47. Перельман Я.И. “Занимательнаяматематика” Москва “Наука”. 1970
48. Перельман Я. И.“Занимательные задачи и опыты” Минск “Беларусь”. 1994
49. Петухова Т.П., Ващук И.Н. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности: Монография, - Нижний Новгород :ВГИПУ, 2007.
50. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. (Электронная версия: сайт «Образование: исследовано в мире». М.: Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, раздел «Монографии»).
51. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М., 2004 г.
52. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – Просвещение, 2008.
53. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
54. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. -М.: «Народное образование». -2000,№7
55. Руководство для учителя: Второй (основной) уровень/Бакиров К. А., Насымова Г. А., Аушева И. У., Шаримова А. Г., Габдолакыз Ы. Б., Байкенова Б. А. 2014г
56. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Учебная литература. – Самара, 2007.
57. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: /Савенков А.И.- Самара: Учебная литература, 2008-119с.
58. Сандалова Н.Н. Формирование исследовательских умений у младших школьников. Журнал «Начальная школа». №6, 2015. https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-issledovatelskikh-umenii-u-mladshikh-shkolnikov-v-uro
59. Сиденко А.С. Проекты и исследования в деятельности школы.- М.: АПКиППРО, 2007.
60. Сизова Р.И., Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1,2,3,4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
61. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение,2010.
62. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников, Волгоград: Учитель, 011.
63. Хрипунов Л.Г. Педагогика. Три лекции на избранную тему / о некоторых аспектах становления и развития школьного творчества/. – Нижний Новгород: Алга, 2007. https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-razvitie-sposobnostey-i-lichnostnyh-kachestv-uchaschihsya-v-protsesse-nauchnogo-tvorchestva
64. Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика применения. Журнал «Начальная школа плюс до и после». №09, 2007.
65. Шатилова М.Ю., Селезнева Н.И., Ильина Н.И. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Волгоград: Учитель,2013.
66. Шумакова Н.Б. Развитие творческой активности школьников – М.: Педагогика, 1991.
67. Шумакова Н.Б., Развитие исследовательских умений младших школьников – М.: Педагогика, 2011.
68. Холодова О.А. «Умники и умницы. Развитие познавательных способностей».
69.Brown, W., Regulating Aversion: Tolerance in the Age of Identity and Empire, Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2009. – 146 p. (дата обращения: 07.07.2022).
70. Gerson Moreno-Riaño Tolerance in the Twenty-first Century: Prospects and Challenges. Lanham, MD: Lexington Books, 2006. – 147 р. (дата обращения: 07.07.2022).
71. Kadirova S.B., Mamadiyeva F.B., Isroilova M. Sh. Forming tolerant behavior towards children of primary school age in continuous education system // Вопросы науки и образования. - 2018. - №1 (13). – pp. 147-149 (дата обращения: 07.07.2022).
72. Rivka T. Witenberg The Psychology of Tolerance: Conception and Development. Singapore: Springer. 2019. – 82 р. (дата обращения: 07.07.2022).
Согласно стандарту, школьники на уроках должны овладеть различными видами исследовательской работы. Ученик при содействии учителя должен самостоятельно научиться результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения. Еще одной особенностью является формирование у учащихся умения самостоятельного поиска информации. Важнейшей особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Продуктивная предметная деятельность на уроках является основой формирования познавательных способностей школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Исследовательская деятельность на уроках как нельзя лучше помогает сформировать разносторонне развитую личность, способствуя общему развитию школьников, и непосредственно, таких показателей мыслительной деятельности как умение классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения, переключаться с одного поиска решения на другой, составлять программу действий по своей работе, рассматривать объект с различных точек зрения, сравнивать различные объекты и их совокупности, а так же составлять задания по предложенной теме и проводить самоконтроль.