Методический потенциал интернет-мемов в преподавании иностранного языка

Цель данной работы - рассмотреть возможность использования интернет-мемов в процессе обучения английскому языку в средней школе
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.09.2022
Объем файла
4661 Кб
Количество страниц
57
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время мир все больше стремится к расширению границ, зна-комству с культурой, традициями, духовными ценностями разных стран и наро-дов. В данной ситуации невозможно представить себе дальнейшую жизнь без знания иностранных языков. В связи с этим, в школы уже давно внедрили изучение иностранного языка, в основном английского, так как он считается первым мировым языком. Английский язык можно назвать мощным инструментом, способствующим коммуникации между представителями разных стран и народов, а также приобщению к их духовным ценностям и культурному наследию. Рост интереса к изучению английского языка сделал его престижным и очень востребованным.
 В настоящее время существует много методов преподавания иностранного языка, одной из которых является наглядность. В данном методе на уроке принято использовать картинки, видео, схемы и презентации. Благодаря появлению в нашей жизни Интернета и социальных сетей, использовать метод наглядности стало намного проще. В настоящее время особой популярностью пользуются Интернет-мемы, которые можно назвать развивающимся социокультурным явлением.
Изначально, интернет-мем считается комплексной единицей, которая, в свою очередь, включает в себя вербальный компонент и невербальный. Следовательно, его можно рассмотреть с лингвистической точки зрения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Феномен интернет-мемов и возможности их применения в преподавании иностранного языка 7

1.1 Понятие интернет мема, его основные характеристики 7

1.2 Методы анализа интернет-мемов 16

1.3 Методика работы с интернет-мемами в преподавании иностранного языка 23

Выводы по главе I 30

Глава II. Применение интернет-мемов в процессе обучения английскому языку в средней школе 31

2.1 Лингвистическая характеристика мемов 31

2.2 Экспериментальное обучение английскому языку с использованием интернет-мемов на уроках в средней школе. 34

Выводы по главе II 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

Список литературы 59

Приложение 

Список литературы

1. Афанасова Н. В. «Наскальный» текст Интернета и его значение в формировании орфографической грамотности школьников // Казанский педагогический журнал. 2016. №2-1 (115). С.137-140.

2. Алексеева И.В. Ситуативные картинки на уроках английского языка / И.В. Алексеева // Иностранные языки в школе. ¬– 2001. – №6. – С. 29-31 

3. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студ. фак. ин. яз. вузов. М.: Академия, 2003. 128 с. 

4. Аниськович Н.Р. Моделирование коммуникативного поведения в процессе иноязычного общения / Н.Р. Аниськович // Вестник МГЛУ. –  2001. –  №3. –  С.38-44.

5. Аниськович Н.Р. Особенности речевого взаимодействия в процессе ино-язычного общения / Н.Р. Аниськович // Вестник МГЛУ. – 1999. –  №1. – С. 21-28.

6. Антонов Е. Как устроены мемы и почему люди их так любят. Рассказывает лингвистка. / Е. Антонов // Бумага. –  2017. – C.1-5. – Режим доступа: https://paperpaper.ru/campus/memes/

7. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян и др. –  Мн.: Тетра Системс, 2003. – С.56-92.

8. Вешнякова А.В. Лингвокреативный аспект интернет-мемов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://publikacia.net/archive/2016/6/4/9 (дата обращения: 17.12.2021)

9. Вишнякова Н. М., Датская М. В. Характеристика фонетических средств, организующих текстовое пространство юмористических медиатекстов // В сборнике: Фундаментальные и прикладные вопросы науки и образования. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 71-72.

10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальская. – М., 2000

11. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д. Галльская, Н.И. Гез. –  М.: Академия, 2004 

12. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез. – М.: Высшая школа, 1982. – 252 с.

13. Голошубина О. К. Функции интернет-мемов в речевом жанре «разговор в мессенджере» // Гуманитарные исследования. 2016. № 4 (13). С. 50-52. 

14. Данилина А. Возможности активизации учебного процесса на уроках английского языка / А. Данилина // Иностранные языки в школе. –  1990. –  №5

15. Дрозд К.А., Живаева В.С. Принцип наглядности – основополагающий принцип обучения // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. 2015. № 10(37). С. 177-181. ISSN 2310-2764 [Электронный ресурс] – URL: http://sibac.info/archive/guman/10(37).pdf . 

16. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 1993. - №2. - С. 27-29

17. Загоруйко А.О. Потенциал использования интернет-мемов в качестве обучающего средства / А.О. Загоруйко , М.А. Ефремова // КиберЛенинка. — 2019. — C.12-19. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-ispolzovaniya-internet-memov-v-kachestve-obuchayuschego-sredstva/viewer

18. Заремская С.И. Развитие инициативной речи учащихся / С.И. Заремская, А.А. Слободчиков. - М., 1983. - С. 17-25.

19. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1987.

20. Зиновьева Н. А. Воздействие мемов на Интернет-пользователей: типология Интернетмемов // Вестник экономики, права и социологии. 2015. №1. С.195-201.

21. Зиновьева, Н.А. Создание мема как социокоммуникативная технология в медиапространстве / Н.А. Зиновьева // Вестник СПбГУ. – Серия 12. Социология. – 2014. – №4.

22. Изотова Н.В., Буглаева Е.Ю. Система средств визуализации в обучении иностранному языку // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2. С. 70-74. ISSN: 2072-2087. 

23. Инглекс.  12  мемов  на английском языке с уморительными  ошибками [Электронный  ресурс] / Инглекс. – Режим доступа: http://englex.ru/memes-in-english/.

24. Канашина С. В. Интернет-мем и прецедентный феномен // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (193). С. 122-126. 

25. Кожевникова С.И. Язык коммуникации в  молодежной субкультуре // Пятые Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / ред. проф. Н.Г.Апухтина. Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2011. Ч. 2. С. 234–241.

26. Козычева Э.П. Квизы как одно из средств создания внутренней мотивации говорения / Э.П. Козычева // Иностранные языки в школе. - 1989. - №2.

27. Колкер Я.М. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого? / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова // Иностранные языки в школе. - 2000. - №1 - С. 28-33

28. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков / И.Ф. Комков. - Мн.: Высшая школа, 1979. - С. 121.

29. Коршунова И. Г. Лингвистическая толерантность как отражение современной политической реальности // Символ науки. 2016. №6-2. С.74-75. Korshunova I. G. Lingvisticheskaja tolerantnost' kak otrazhenie sovremennoj politicheskoj real'nosti // Simvol nauki. 2016. №6-2. S.74-75.

30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагига. - М.: Творческий центр, 2004. - С. 203.

31. Лысенко Е.Н. Интернет-мемы в коммуникации молодежи / Е.Н. Лысенко // КиберЛенинка. — 2017. — C.411-421. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-v-kommunikatsii-molodezhi/viewer

32. Максимова И.Р Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. - 2000. - №5.

33. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская. - Мн.: Высшая школа, 1996.

34. Носонович Е.В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам / Е.В. Носонович // Иностранные языки в школе. - 2000. - №1. - С. 11-1

35. Огневая Е.И. К проблеме классификации интернет-мемов //Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2013. (13). С. 132-136.

36. Савицкая Т.Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры. URL: http://infoculture.rsl. ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/2013/03/2013-03_r_kvm-s3.pdf (дата обращения: 

37. Седина И. В., Кованова А. С. Креолизованные тексты и их роль в обучении иностранному языку // Теория и практика современной науки. 2016. № 6 (12). С. 799-805. 

38. Седлярова О. М. Особенности креолизованного текста в интернет-дискурсе // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 76-й Международной научно-технической конференции: в 2-х т. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2018. Т. 2. С. 309-310.

39. Седлярова О. М., Исламова У. Р. Интернет-мемы в обучении иностранному языку // STUDIUM JUVENIS: межвузовский сборник трудов молодых ученых. Челябинск: УралГУФК, 2018. С. 155-160. 

40. Седлярова О.М. Методика работы с интернет-мемами в процессе формирования социокультурной компетенции старшеклассников при обучении иностранному языку / О.М. Седлярова , Н.С. Соловьева, Ю.А. Ненашева // КиберЛенинка. — 2019. — C.450-256. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-raboty-s-internet-memami-v-protsesse-formirovaniya-sotsiokulturnoy-kompetentsii-starsheklassnikov-pri-obuchenii-inostrannomu/viewer

41. Скрыпникова Ю.О. Мемы в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // ИЦРОН. – URL: http://izron.ru/articles/osnovnyevoprosy-teorii-i-praktiki-pedagogiki-i-psikhologiisbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhd/sekt siya-6-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obraz ovaniya-spetsialnost-13-00-08/memy-v-obuchenii-in ostrannomu-yazyku/ – (дата обращения: 10.01.2022). 

42. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002. 239 с. 

43. Степанова М.М., Ковалёва Е.В. Сопоставительный анализ мемов как современных паремиологических единиц в русском, английском и испанском интернет-дискурсе // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 6. С. 150-154 ISSN: 1998-0817

44. Цаценко Л.В. Мемы как форма иллюстрации в науке и образовании / Л.В. Цаценко, Д.Л. Савиченко // КиберЛенинка. — 2019. — C.5-26. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/memy-kak-forma-illyustratsii-v-nauke-i-obrazovanii/viewer

45. Часовский Н.В. Интернет-мем как особый жанр коммуникации // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2015. №2 (61). С. 124‒127. ISSN: 2658- 7114eISSN: 2542-0070 

46. Шалимов А. Б. Мем-театр: влияние культуры новых медиа на познание мира человеком // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. №43. С.94-97.

47. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как средство межкультурной коммуникации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 6 (81). С. 34-38. 

48. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. 2012. №  3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kak-fenomen-internet-kommunikatsii (дата обращения: 

49. Щурина Ю.В. Интернет-мемы: проблема типологии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №  6  (59). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-problematipologii (дата обраще-ния: 05.03.2022)

Список иностранной литературы

50. Dawkins, R. (1989). The Selfish Gene, 2nd edn. Oxford: Oxford University Press. Dawkins, R. (1990). Parasites, desiderata lists, and the paradox of the organism. In The Evolutionary Biology of Parasitism(eds A. E. Keymer & A. F. Read). Cambridge: Cambridge University Press.

51. Gal N., Shifman L., Kampf Z. “It gets better”: Internet memes and construction of collective identity // New Media & Society. 2016. № 18 (8). P. 1698-1714. 

52. Godhe Anna-Lena E., Lindstrom B. Creating multimodal texts in language education – negotiations at the boundary // Research and Practice in Technology Enhanced Learning. 2014. № 9 (1). P. 165-188. 

53. Jewitt C. Multimodal analysis // Handbook of Language and Digital Communication / ed. by A. Georgakopoulou, T. Spilioti. Abingdon: Routledge, 2016. P. 69-84. 

Интернет-источники

54. Pinterest [Электронный ресурс] – URL: https://www.pinterest.ru/ – (дата обращения: 10.04.2022).

1. 10 популярных онлайн генераторов мемов [Электронный ресурс]. URL: http://artismedia.by/blog/10-popular-memegenerators/

Ошибочно полагать, что интернет-мемы являются обычным феноменом, который связан с Интернетом. Информационные единицы, используемые для краткой передачи сложного набора этого явления и эмоционального к нему отношения, широко использовались и ранее. Некоторые популярные мемы используются в качестве общих слов в устной речи, без визуального подкрепления картинкой в Интернете. 
Таким образом, одно слово или короткая фраза мема может передать сразу несколько эмоций, выражений и собственного отношения. Популярные интернет-мемы – это наикратчайший путь для выражения собственного мнения. Выразительные фотографии с оригинальными подписями, кадры из известных фильмов, рисунки персонажей – визуализация мема может стать чем угодно. Возможность адаптации мемов практически к любой ситуации делает их удобными для применения в жизни или обучении, нужно просто взять шаблон и подписать сопроводительным текстом. Для этого в сети есть множество мемо-генераторов, а также сайтов для создания демотиваторов.