Развитие произвольного внимания на уроках изобразительной деятельности у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования особенностей развития внимания определяется тем, что развитие внимания связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. Внимание играет большое значение в обучении, воспитании и развитии ребенка.
Внимание – важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида. Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и другие специалисты считают нарушения внимания одним из характерных симптомов умственной отсталости. По данным О. Е. Фрейерова, многие ученики с недостатками умственного развития не могут концентрировать свое внимание, что проявляется в отвлекаемости от выполняемой деятельности и переключении на другие объекты.
В работах И. Л. Баскаковой, И. Г. Еременко и других специалистов отмечается, что у младших школьников с нарушением интеллекта более, чем у их нормально развивающихся сверстников, выражены недостатки произвольного внимания: малая устойчивость, трудности распределения, слабость концентрации, замедленная переключаемость и др. Отмечается, что при этом страдает и непроизвольное внимание, однако преимущественно не развито произвольное.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «произвольное внимание» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Закономерности развития произвольного внимания в онтогенезе 10
1.3. Особенности развития произвольного внимания у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью 15
Выводы по 1 главе 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 21
2.1 Методики изучения произвольного внимания у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью 21
2.2 Состояние произвольного внимания у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью 26
2.3 Коррекционная работа по развитию произвольного внимания на уроках изобразительной деятельности у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью 32
Выводы по 2 главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акимова М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. – Москва : Академия, 2000. – 160 с. – ISBN 5-7695-0604-0.
2. Алферов А. Д. Психология развития школьника: Учеб. пособие по психологии / А. Д. Алферов. – Ростов на Дону : Феникс, 2000. – 384 с. – ISBN 5-222-01226-3.
3. Ананьев Б. Г. Воспитание внимания школьника / Б. Г. Ананьев. – Москва : Просвещение, 2016. – 86 с. – ISBN 5-272-00315-2.
4. Бугера Ю. Ю. Особенности развития внимания умственно отсталых детей и её влияние на процесс социализации / Ю. Ю. Бугера // Научные публикации. – 2010. – № 7. – С. 34-42.
5. Буторин Г. Г. Основы психологии детей с нарушением интеллекта: учебно-методическое пособие к курсу лекций по специальной психологии / Г. Г. Буторин. – Челябинск : АТОКСО, 2004. – 112 с. – ISBN 5-7695-0550-8.
6. Вайнштейн Л. А. Общая психология / Л. А. Вайнштейн. – Москва : Современная школа, 2009. – 512 с. – ISBN 978-985-513-428-3.
7. Ведерникова Е. А. Произвольное внимание школьников с интеллектуальной недостаточностью как объект пристального изучения специалистов-дефектологов / Е. А. Ведерникова, М. М. Киселева // Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта. сборник материалов международной научно-практической конференции. – Москва, 2017. – С. 530-533.
8. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 1988. Т. 5 : Основы дефектологии. – 1988. – 526 с.
9. Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : учебное пособие / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – Москва : Академия, 1999. – С. 149-155.
10. Гиппенрейтер Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – Москва : ЧеРо, 2005. – 858 с. – ISBN 5-98119-387-5.
11. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие для бакалавров / О. О. Гонина. – Москва : ФЛИНТА, 2014. – 272 с. – ISBN 978-5-9765-1910-7.
12. Гринько Л. А. Как повысить уровень работоспособности умственно отсталых учащихся младших классов в процессе урока / Л. А. Гринько // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 3. – С. 42-47.
13. Добрынин Н. Ф. О селективности и динамике внимания / Н. Ф. Добрынин // Вопросы психологии. – 2010. – №3. – С. 12-23.
14. Долгова В. И. Изучение влияния свойств внимания на успеваемость младших школьников / В. И. Долгова, О. А. Кондратьева, М. Н. Скирдова // Концепт. – 2015. – Т. 31. – С. 106–110.
15. Долгова В. И. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец. – Челябинск : АТОКСО, 2010. – 117 с. – ISBN: 5-89353-117-5.
16. Дормашев Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. – Москва : Флинта, 2002. – 316 с. – ISBN 978-5-89502-309-9.
17. Ермолаева О. Ю. Внимание школьника / О. Ю. Ермолаева, Т. М. Марютина, Т. А. Мешкова. – Москва : Педагогика, 2011. – 328 с. – ISBN 5-89349-361-3.
18. Заверткина Л. В. Особенности произвольного внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта : материалы межрегиональной научно-практической конференции / Л. В. Заверткина, Г. Д. Вяткина ; под ред. Л. Ф. Тихомировой, А. М. Ходырева, А. В. Басова. – Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2017. – С. 148-154
19. Ибрагимова А. Р. Диагностика внимания у младших школьников с умственной отсталостью / А. Р. Ибрагимова, Э С. Усеинова // Аллея науки. 2019. – № 12 (39). – С. 272-275.
20. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. – Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 391 с. – ISBN 5-9268-0212-1.
21. Леонтьев А. Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста / А. Н. Леонтьев //очерки психологии детей (мл. шк. возраст). – Москва : Просвещение, 1990.
22. Лурия А. Р. Внимание и память / А. Р. Лурия. – Москва : Сфера, 2014. – 291 с. – ISBN 978-5-7695-9819-7.
23. Мойтус И. А. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Мойтус // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2017. – № 4-1 (15). – С. 84-88.
24. Основы специальной психологии : Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева; под ред. Л. В. Кузнецова. – Москва : Академия, 2002. – 408 с.
25. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б. П. Пузанова. – Москва : Академия, 2001. – 272 с. – ISBN 978-5-7695-5574-9.
26. Певзнер М. С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности / М. С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова. – Москва : Педагогика, 1982. – 104 с.
27. Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – Москва : Академия, 2004. – 160 с. – ISBN 5-204-00085-2.
28. Психология внимания / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – Москва : ЧеРо, 2001. – 858 с. – ISBN 5-88711-149-6.
29. Пяшкур Ю. С. Особенности произвольного внимания детей с умственной отсталостью / Ю. С. Пяшкур, А. А. Венская // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2015. – № 4 (4). – С. 36-43.
30. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – Москва : Агар, 2000. – 251 с. – ISBN 5-89218-069-7.
31. Рубинштейн С. Я. Особенности познавательных процессов умственно отсталых детей / С. Я. Рубинштейн. – Москва : Просвещение, 1986.
32. Семаго Н. Я. Семаго М. М. проблемные дети : Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – Москва, 2000.
33. Синёв В. Н. Психология умственно отсталого ребенка / М. П. Матвеева, О. П. Хохлина. – Киев : Знания, 2008. – 359 с. – ISBN 978-966-346-243.
34. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства / Н. М. Сокольникова. – Москва : Академия, 2012. – 256 с. – ISBN 978-5-4468-7767-6.
35. Сосновских А. А. Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта / А. А. Сосновских, А. А. Пухова // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / Под общей редакцией А. И. Вострецова. – Санкт-Петербург, 2017. – С. 167-171.
36. Суслова О. И. Особенности произвольности в учебной деятельности умственно отсталых младших школьников / О. И. Суслова, М. А. Гурьянова // Дыльновские чтения. Материалы V международной научно-практической конференции. – Москва, 2018. – С. 358-361.
37. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – Москва : Просвещение, 2014.
38. Ульенкова У. В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов / У. В. Ульенкова, Л. А. Метиева // Дефектология. – 2003. – № 2. – С. 18-25.
39. Хабибуллина Ф. Г. Внимание – одно из условий успешности на уроке / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина // Образование и воспитание. – 2017. – № 5 (15). – С. 149-151.
40. Якобсон С. Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников / С. Г. Якобсон // Вопросы психологии. – 2000. – №6. – С. 19-25.
Средний уровень – допущены единичные ошибки при выполнении первого узора (сдвоенные элементы узора, появление лишних углов при переходе от элемента к элементу) при удержании в дальнейшем правильной ритмики узора. При выполнении второго узора допущен несколько больший разброс величины элементов и также наличие единичных ошибок выполнения (2 балла);
Ниже среднего – наличие ошибки в количестве элементов (например, маленьких «пиков» два, а больших – один); упрощение графической программы (чередование большого и маленького «пиков»); наличие изолированного написания элементов (1 балл);
Низкий уровень – не возможность удержания программы, в том числе «недоведение» узора до конца строки, или постоянное наличие дополнительных элементов, и/или частый отрыв карандаша и выраженные изменения размера узора, или полное отсутствие какой-либо определённой ритмики, ребёнок не выполняет задание или начинает и бросает, занимаясь при этом каким-либо своим делом (0 баллов).
Таким образом, данные методики позволяют определить уровень переключаемости, объема, устойчивости, распределения произвольного внимания у младших школьников с умственной отсталостью. Методики валидны и надежны, соответствуют цели, задачам эксперимента.