Разрешения межличностных конфликтов в начальной школе
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время происходит процесс интенсивного развития общества, пересматриваются ценности, изменяется политика государства в области образования. На современном этапе развития образовательной системы возрастает роль личности, выражающееся в создании условий для полноценного проявления личностных функций субъектов образовательного процесса. Это предъявляет повышенные требования ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.
События, происходящие в школьной жизни, отражают весь спектр проблем происходящих на данный момент в обществе. Известно, что школьная жизнь не является бесконфликтной. Но, несмотря на то, что конфликтные ситуации в учебно‐воспитательном процессе – явление привычное, обыденное, привыкнуть к этому невозможно. Отсутствие целенаправленной работы по формированию опыта взаимоотношений в условиях конфликтных ситуаций в начальной школе может отрицательно сказаться на отношении к учёбе, характере межличностных взаимодействий, психологическом микроклимате коллектива в будущем. Практика показывает, что конфликты представляют собой достаточно тревожную проблему для школы.
За последние годы резко возросло количество случаев насилия среди детей в школе, основанием для которого становиться непонимание чувств, потребностей и действий других людей. В результате протекания конфликта может быть нанесен как моральный, так и физический вред здоровью ребенка.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы проблемы управления конфликтами в педагогической деятельности
1.1 Историко-педагогический анализ проблемы управления конфликтами в образовательной среде…………………………………….….6
1.2. Причины межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………….…..9
1.3. Особенности разрешения межличностных конфликтов в начальной школе……………………………………………………………………………..14
Выводы по 1 главе…………………………………………………………20
Глава 2. Исследовательская работа по формированию опыта конструктивного разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте
2.1. Описание методического инструмента и организация исследования……………………….…………………………………………..22
2.2. Анализ полученных результатов эксперимента……………….…..26
2.3. Практические рекомендации учителям начальных классов для решения межличностных конфликтов среди учащихся младшего школьного возраста………………………………………………………………………….35
Выводы по 2 главе……………………………………………………..…39
Заключение………………………………………………………………..40
Список используемых источников…………….………………………...43
Приложение………………………………………………………….……46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов[Текст].- М.: ЮНИТИ, 2000г. – 551с.
2. Андреев В.И. Конфликтология / В. И. Андреев. – М. : Москва, 2007 – 200с.
3. Асланова Б.И., Кдырбаева А.А., Кандаева Н.А.Учимся разрешать конфликты у младших школьников [Текст]. / Асланова Б.И., Кдырбаева А.А., Кандаева Н.А.// В сборнике: Проблемы педагогики и психологии начального образования в условиях полиэтнической среды. сборник материалов международной научно-практической конференции. Махачкала, 2021. С. 77-82.
4. Блонский П.П. Курс педагогики [Текст], изд. 2, испр., М., 1918. – 202с.
5. Бодалев А.А. Психология общения,- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-256 страниц.
6. Брофи Дж., Гуд Т Отношения учителя и ученика [Текст], 1974. – 423с.
7. Вечко Д.Ф.Профилактика межличностных конфликтов среди младших школьников. В сборнике: Инновационные идеи молодых исследователей [Текст]./ Вечко Д.Ф.// Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2020. С. 151-153.
8. Громова О.И. Конфликтология, курс лекций [Текст]. - М.: ЭКСМО, 2000. – 320с.
9. Гребенюк О.С. Общая педагогика [Текст]. - Калининград. 1986. – 107с.
10. Ефимова Н.С. Социальная психология: учебное пособие[Текст]. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. - 192 с.
11. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии [Текст]. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995г. - 184с.
12. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи [Текст]. – М., 1988. –300с.
13. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского [Текст], М.Г. Ярошевского. - М., 1986. – 494с.
14. Костюк Г. С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка
// Советская педагогика, 1956 - № 12 - С. 60-74.
15. Комплекс методик для отслеживания некоторых аспектов нравственного развития младших и средних школьников (Гильбух) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psiholognew.com/mlad016.html. - Загл. с экрана. – Яз. Рус., англ.
16. Леонтьев А.А. Педагогическое общение [Текст]. - М.: «Знание», 1979. - с. 48, ил.; 20 см. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №1).
17. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / А.А. Леонтьев, - 3-е изд. - М.: «Смысл», «Академия», 2005, - 365, /1/с.
18. Макаренко А.С. Сочинения [Текст], т. 4., М., 1957. – 400 с.
19. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии) [Текст]. — М.: Издательство «КСП+», 1999. - 320 с.
20. Обручева С.И.Исследование возможностей по разрешению конфликтов в младшем школьном возрасте [Текст] / Обручева С.И.// Современный педагогический взгляд. 2021. № 10 (59). С. 3-17.
21. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей [Текст]. - М., 1994, - 272 с.
22. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст]/ Сост. Е.С. Рапацевич - Мн.: «Соврем. слово», 2005. - 720 с.
23. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]/ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: «Большая Рос. энциклопедия», 2021. - 527
24. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст]. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 544 с.
25. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]: Кн. для учителя, М.: «Просвещение», 1991. - 227, /1/с. - /психолог. наука - школе.
26. Селезнёва В.А.Особенности межличностных конфликтов младших школьников [Текст]. /Селезнёва В.А.// В сборнике: Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. 2020. С. 221-222.
27. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст], Киев, 1975. – 288с.
28. Травинова Г.Н. Сопровождение социально-психологической
адаптации младших школьников с разным уровнем интеллекта в
образовательном пространстве школы // Ребенок в современном
образовательном пространстве мегаполиса: материалы научно-практической
конференции 7 апреля 2017 г. / Ред.-сост. А.И. Савенков. – М.: Перо. С.189-196.
29. Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) // Психологические тесты [Электронный ресурс] / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.69-77. http://www.akvt.ru/studlife/socialno-psihologicheskaya-sluzhba/kto-ya/test-abna-opredelenie-konfliktnostibb. . - Загл. с экрана. – Яз. Рус., англ.
30. Щепалина В.В. Детерминанты конфликтов в младшем школьном возрасте [Текст] // Известия института педагогики и психологии образования. 2017. № 2. С. 83-89.
31. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни [Текст]. - М.: Пед. Общество России, 2000. - 182., /10/с.: ил. /Профессиональная культура педагога.
Исследование показало, что преобладающими стилями поведения в конфликтных ситуациях у младших школьников 4-х классов является избегание и соперничество. При этом уровень конфликтности в целом по классам находится на среднем уровне, что говорит о благоприятном психологическом климате. Об этом же свидетельствуют и показатели по другим шкалам: удовлетворенность и сплоченность, средние баллы по которым достаточно высоки. Частота и регулярность возникновения конфликтных ситуаций объясняется возрастными особенностями – эмоциональность, подверженность влияниям авторитета взрослых. Выбор стилей поведения в конфликтной ситуации определяется и возрастными особенностями школьного коллектива. Чем выше возраст, тем более возрастает стремление к избеганию конфликтов и решению их конструктивным способом. Об этом свидетельствуют данные наблюдения среди младших школьников, которые стремятся решить конфликт чаще всего в свою пользу, не желают идти на компромисс, уступки. Хотя они понимают, что конфликт – это плохо.
Данные опроса говорят о том, что школьники плохо владеют знаниями о способах решения конфликта и привыкли решать его ссорой, дракой. В таком случае нужно проводить профилактику конфликтов, а для этого учить детей различным методам и способам разрешения проблемных ситуаций.