Роль игры в обучении школьников

Цель исследования - разработать и апробировать педагогические условия использования игровой деятельности на уроке
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
05.09.2022
Объем файла
5311 Кб
Количество страниц
36
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
720 руб.
900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В современном обществе наблюдается тенденция быстрого развития науки и техники, увеличивается объем информации, скорость ее поступления и обработки. Происходят кардинальные изменения всех сфер общественной жизни, не является исключением и образование.
В настоящее время образование нацелено на формирование сильной и конкурентоспособной личности, готовой к самостоятельному решению жизненно важных задач. Немалое внимание уделяется развитию творческих способностей и социальной активности. Для этого ребенок должен усвоить ряд ключевых компетенций, таких как способность к исследованию, самореализации, критике и осмыслению собственного продукта деятельности, эффективной коммуникации и так далее.
Как известно, активизация данных способностей и их формирование происходит непосредственного на уроке с участием педагога. И здесь возникает проблема - как заинтересовать ребенка во время образовательного процесса, как привить ему необходимые знания, умения и навыки и раскрыть его потенциал.
Учение является основным видом деятельности школьника. Несмотря на то, что учение - это серьезный труд по усвоению необходимой информации и компетенций, не исключено введение в него игровых технологий, в частности дидактических игр. Феномен игры с давних пор исследовался психологией, педагогикой и методикой обучения. Е. И. Приблуда указывает следующих деятелей, разрабатывающих данную проблему в отечественной педагогике и психологии: П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, в зарубежной - Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Й. Хейзинг и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в процессе развития личности, её основных психических функций, а также в процессах социализации, т.е. в усвоении и использовании человеком общественного опыта [15].

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3

1. Теоретические основы использования игровой деятельности на уроке…. 5

1.1 Исторический аспект и роль использования игровой деятельности в педагогической науке и практике…………………………………………….. 5

1.2 Педагогические условия использования и этапы проведения игровой деятельности на уроке…………………………………………………………. 10

2. Опытно-экспериментальная работа по использованию игровой деятельности на уроке…………………………………………………………. 19

2.1 Разработка и проведение урока с применением игровой деятельности… 19

2.2 Анализ эффективности педагогических условий использования игровой деятельности на уроке………………………………………………... 25

Заключение…………………………………………………………………….. 29

Список литературы……………………………………………………………. 31

Приложение 1………………………………………………………………….. 33

Приложение 2………………………………………………………………….. 34

Список литературы

1. Абуков, А.Ф. Методологические аспекты использования игры (игрового метода) в педагогике и психологии [Текст]/ А.Ф. Абуков// «Знание».-. 2016. №11 - с 51-57.

2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: Кн. для учителя/ Н.П.Аникеева. - М.: Просвещение, 1987 - с.113-120, 131.

3. Бархинцева, Н.Е. Игровая деятельность в обучении [Электронный ресурс]/Н.Е. Бархинцева// Фестиваль 1 Сентября - 2007-2008 - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/500198/

4. Борзова, Л.П. Игры на уроке истории [Текст]: Метод, пособие для учителя/ Л.П.Борзова. - М. :
 Изд-во Владос-Пресс, 2003 - с.39-45 .

5. Боровских, А.В. Игра: деятельность или мышление? [Текст]/ А.В.Боровских// Педагогика. - 2015. №7 - с.51.

6. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения/B.C. Кукушин. - Ростов н/Д.:Феникс,2005 - с.206-209.

7. Лазукова, Н.Н. История России [Текст]: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Н. Лазукова, О.Н. Журавлева; под общ. ред. Р.Ш. Ганелина. - М.:Вентана-Граф. 2013 - с.224-241.

8. Макаренко, А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта [Текст]/ А.С.Макаренко. - Т.5. - М., 1958 -с.79.

9. Миронов, А.В., Как построить урок в соответствии с ФГОС/ Миронов А.В., - 2014 - С.27-34.

10. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011 - с 110-123.

11. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.П.Панфилова.- М.: Издательский центр «Академия», 2009 - с108-113.

12. Педагогический словарь [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ [В.И.Загвязинский , А.Ф.Закирова , Т.А.Строкова и др.]; под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой . - М.: Издательский центр «Академия»,2008 -с.81-82.

13. Приблуда, Е.И. Использование игровых технологий на уроках математики [Текст]/ Е.И. Приблуда// Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013.Т.3 - С.49-55.

14. Пряжникова О.В. от теории к практике на уроках математики [Текст]/ О.В.Пряжникова// журнал «Эксперимент и инновации в школе». - 2009, №6 - с 72-81.

15. Репринцева, Е.Л. Педагогические игры: теория, история, практика. [Текст]/ Е.Л.Репринцева - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2005 - с.43-57.

16. Сивцева А. С. Определении содержания понятия «педагогические условия» методом контент-анализа [Электронный ресурс] А.С.Сивцева -Библиотека Мелитопольского Государственного Педагогического университета им. Б.Хмельницкого - Режим доступа: http://eprints.zu.edu.ua/13972/1/139-143.pdf

17. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения [Текст]/ К.Д. Ушинский. -В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф.Егоров. - М.: Педагогика,1990 - С.112.

18. Хёйзинга, Йохан. Homo ludens. Человек играющий [Текст]/ Сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011 - С.46.

19. Шайхетдинова, Л.Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс]/ Л.Р. Шайхетдинова// Фестиваль 1 Сентября - 2007-2008 - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/522077/

20. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст]/ С.А. Шмаков. - М., 1994 - с.34-40.

21. Янковский, Н.К. Дидактическая игра как средство развития творческой активности школьников[Электронный ресурс]/.Н.К. Янковский// Электронная газета «Биология». - 2000, №14. - Режим доступа: bio.1september.ru /article.php?ID=200001403

На уроках математики игра приобретает особенное значение, как писал Я.И. Перельман, не столько для друзей математики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. Дидактическая игра (большинство учителей, методистов и дидактов игру, которая проводится в процессе обучения, называют дидактической) – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. 
Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи и системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге привести к решению следующих задач: учитель должен дать учащимся знания, соответствующие современному уровню развития науки; он должен их научить самостоятельно приобретать знания.
свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.
Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.