Проблемы и пути совершенствования бюджетного планирования и прогнозирования в субъектах РФ / муниципальных образованиях
ВВЕДЕНИЕ
Переход России к рыночной экономике поставил проблему роли государства в управлении экономикой страны. Именно органы государственной власти являются самым мощным инструментом регулирования национальной экономики. В Российской Федерации роль государства была неоправданно занижена, что впоследствии отразилось на низкой эффективности провидимых реформ. Методом проб и ошибок общество осознало, что нельзя обеспечить нормальное развитие страны без сильного государства, органов государственной власти, действующих слаженно и в интересах народа.
У государства для этого имеется целый комплекс мер, но основная роль отводится бюджетной системе. В настоящее время приоритетной задачей стало создание эффективной бюджетной системы на всех уровнях государственной власти и местных органов самоуправления. Немало важно также, чтобы государство, осуществляя свои функции, оставалось полноправным участником рыночных отношений, а также не злоупотребляло своим особым положением.
Государство реализует свои функции по укреплению национальной экономики с помощью таких инструментов, как бюджет, налоги, бюджетное прогнозирование и планирование, исполнение доходов и расходов бюджетов разных уровней. Вопросы финансового и бюджетного планирования и прогнозирования являются объектом исследования многих ученых.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические аспекты бюджетного планирования и прогнозирования…………………………………………………………………..7
1.1. Содержание, роль и задачи бюджетного планирования и прогнозирования…………………………………………………………………..7
1.2. Принципы и методы бюджетного планирования и прогнозирования…10
Глава 2. Бюджетное планирование и прогнозирование в субъекте РФ на примере Саратовской области…………………………………………………..21
2.1 Краткая характеристика субъекта…………………………………………..21
2.2 Анализ процесса бюджетного планирования и прогнозирования Саратовской области……………………………………………………………24
2.3 Пути совершенствования бюджетного планирования и прогнозирования……………………………………………………..………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………66
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Артемов Ю.М. Финансовые проблемы региона // Финансы. – 2017, № 4. С. 7 - 9.
2. Бушмин Е. В. Совершенствовать систему бюджетно-налогового федерализма // Финансы. – 2020, № 11. С. 3 - 6.
3. Берсенева Л. П. Система планирования доходов консолидированного бюджета региона // Вестник НИИ информационных технологий, 2019, №2. С. 23 – 45.
4. Боровикова Е.В. Индикаторы результативности в системе среднесрочного бюджетирования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2020, № 8. С. 32 – 49.
5. Бушмин Е.В. Бюджетные процедуры и эффективность. М.: Альтернатива, 2018. – 200 с.
6. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 2021. - 232 с.
7. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2020. С. 157 - 158.
8. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: Дашков и Ко, 2020 г. - 178 с.
9. Вадим, Чигирёв und Станислав Прокофьев "Бюджетирование, ориентированное на результат, и его реализация в органах Федерального Казначейства" / Вадим Чигирёв und Станислав Прокофьев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. - 156 c.
10. Вахрушина, М.А. Бюджетирование в системе управленческого учета малого бизнеса: методика и организация постановки: Монография / М.А. Вахрушина. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 355 c.
11. Г.Лебеда. «Теория и практика управления». 2019, №4. С. 65 – 79.
12. Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 320 с.
13. Егорушков, А. Н. Бюджетирование как технология управления: теоретические основы и концепции / А.Н. Егорушков. - М.: Синергия, 2018. - 152 c.
14. Зырянова Т.В. Концепция реформирования бюджетного учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2020, № 8. С. 67 – 72.
15. Игудин А. Г. Почему не снижается острота противоречий в межбюджетных отношениях // Финансы. 2017, № 2. С. 9 - 12.
16. Иванов, Е. А. Бюджетирование в учетно-аналитических системах много-сегментных организаций / Е.А. Иванов. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 170 c.
17. Иванов Е.А. Бюджетирование в учетно-аналитических системах многосегментных организаций: Монография / Е.А. Иванов. — М.: Инфра-М, 2018. — 272 c.
18. Игудин А. Г. О принципах реформирования в Российской Федерации // Финансы. 2017, № 8. С. 6 - 9.
19. Козырев М. Бюджетное измерение российского федерализма // Эксперт. 2019, № 37. С. 15.
20. Карпов, А.Е. Автоматизация бюджетирования и управленческого учета с использованием ПК "Интеграл" / А.Е. Карпов. - М.: Результат и качество, 2019. - 167 c.
21. Карпов, Александр 100% практического бюджетирования. Постановка и автоматизация управленческого учета / Александр Карпов. - М.: Результат и качество, 2020. - 508 c.
22. Керимов, В.Э. Бюджетирование и внутрихозяйственный контроль в торговле: моногр. / В.Э. Керимов, Д.С. Аболенский, П.В. Селиванов. - М.: Эксмо, 2018. - 224 c.
23. Клепцова, О.Ю. Бюджетирование в "1С:Предприятии 8". Информационные технологии бюджетного управления: моногр. / О.Ю. Клепцова. - М.: 1С, 2019. - 441 c.
24. Клишина М.А. Составление проекта бюджета: проблемы и перспективы // Финансовое право. 2019, № 3. С. 34 – 46.
25. Кузьмина М.С. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы / М.С. Кузьмина. — М.: КноРус, 2016. — 1280 c.
26. Лайкам К.Э., Шаромова В.В. Место и роль налоговой политики в реформировании межбюджетных отношений // Финансы. 2019, № 6. С. 13 - 15.
27. Лавров А. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты: международный опыт и российские перспективы. – Финансы, 2020, №3, С. 9.
28. Ладыгин В.В. Бюджетирование и контроль на предприятии. — М.: Едиториал УРСС, 2021. — 530 c.
29. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. - 2020. - № 6. - С. 5 - 11.
30. Маевская Е.Б. Стратегический анализ и бюджетирование денежных потоков коммерческих организаций: Монография / Е.Б. Маевская. — М.: Инфра-М, 2018. — 256 c.
31. Незамайкин В.Н. Финансовое планирование и бюджетирование: Учебное пособие / В.Н. Незамайкин, Н.А. Платонова, И.Л. Юрзинова. — М.: Вузовский учебник, 2018. — 200 c.
32. Островецкий В.И. Планирование и прогнозирование доходов бюджета, - К.: Эльга, 2018. – 126 с.
33. Поляк Г.Б. Финансы, -М.: ЮНИТИ, 2018. – 208 с.
34. Поляк Г. Территориальные финансы: Учебное пособие. Москва: Вузовский учебник. 2019. – 178 с.
35. Сидоровнина, Ирина Бюджетирование в управлении финансами предприятия / Ирина Сидоровнина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 493 c.
36. Скотт, Проктор К. Бюджетирование и финансовые расчеты с помощью Microsoft Excel (+ CD-ROM) / Скотт Проктор К.. - М.: SmartBook, 2021. - 168 c.
37. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2020. - 176 с.
38. Траченко, Марина Бюджетирование как универсальная технология управления: моногр. / Марина Траченко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 576 c.
39. Шевченко, Юлиана Артуровна Автоматизация бюджетирования и управленческой отчетности / Шевченко Юлиана Артуровна. - М.: 1С, 2019. - 235 c.
40. Хруцкий В. Е. Внутрифирменное бюджетирование. Теория и практика. — М.: Юрайт, 2020. — 458 c.
Последние годы планирование расходов бюджета Саратовской области осуществляется программно-целевым методом. Программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности субъекта с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов.
Несмотря на то, что в Саратовской области сложилась определенная практика применения программно-целевого метода бюджетного планирования, на сегодняшний день большая часть реализуемых целевых программ носит комплексный характер, что сопряжено с такими трудностями управленческого и методологического характера, как нечеткая формулировка целей, задач и ожидаемых результатов, которая влечет за собой необходимость корректировки указанных параметров в процессе реализации программ. Такая система не является эффективной, поскольку в ходе реализации программы возникает необходимость постоянного изменения объемов бюджетного финансирования и корректировки системы программных мероприятий. Для устранения имеющихся недостатков при применения программно-целевого метода планирования расходов Саратовской области стоит произвести оценку фактически достигнутых непосредственных результатов реализаций ведомственных программ, возможностей достижения запланированных конечных результатов ведомственных программ, показателей эффективности.