Формирование у детей младшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном дошкольном образова-нии развитие эмоциональной отзывчивости детей – обеспечение их эмоцио-нального благополучия, развитие эмоционального интеллекта, способности сопереживать неудачам и радоваться успехам других, умения адекватно проявлять собственные чувства – рассматривается как приоритетное направление профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации. Однако необходимость педагогического участия взрослого в развитии эмоций и чувств ребенка продиктована не только требованиями к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [1].
В процессе развития ребёнка в эмоциональной отзывчивости происходят изменения. Взгляды на мир меняются, а так же отношения с окружающими. Ребёнок уже способен осознавать и контролировать свои эмоции. Но эмоциональная отзывчивость качественно сама по себе не развивается, её необходимо развивать. В научных работах А.В. Запорожца, Л.С. Выготского, А.Д. Кошелевой достаточно подробно раскрыты вопросы развития и формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста. Л.С. Выготский считал «эмоциональное развитие детей одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога, прежде всего ребёнка» [2]. Современный педагог не должен забывать, что эмоциональная отзывчивость это личностное качество, и рассматривается на социально-нравственном уровне.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста 7
1.1. Анализ литературы по проблеме формирования эмоциональной 7
отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста 15
1.3. Специфика применение цифровых ресурсов для формирования 20
эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста 20
Вывод по 1 главе 24
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста 26
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста 26
2.2. Программа формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста 37
2.3. Проверка эффективности работы по формированию эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста 44
Выводы по 2 главе 51
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение 1 59
Приложение 2 60
Приложение 3 62
Приложение 4 64
Приложение 5 67
Приложение 6 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонова, И. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. [Текст]: учебно-методическое пособие / И. Н. Агафонова. СПб. : АППО, 2006. – 82 с.
2. Асратян, Э. А. Физиология центральной нервной системы [Текст] / Э. А. Асратян. – М. : Издательство Академии медицинских наук СССР, 1953. – 560 с.
3. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. [Текст] учебное пособие / В. Н. Белкина – Ярославль, 2008. – 256 с.
4. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Академия, 2014. – 180 с.
5. Вербовская, В. С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 12.02.2016)
6. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский. Собр. соч. в 6 т. Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – 304 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1967.– Текст: непосредственный.
8. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с. – Текст: непосредственный.
9. Данилина Т. А., Зедгелидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ» - 4 изд. - Айрис-Пресс: 2008г.-160с.
10. Дьяченко О. М. и др. «Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности», М.: Новая школа, 2004.
11. Евдокимова В.Е. Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
12. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец // Эмоциональное развитие дошкольников. М. : Просвещение, 1985. – 180 с.
13. Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. [Текст]: пособие для воспитателей дет.сада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; под ред. А.Д. Кошелевой - М. : Просвещение, 1985. – 176 с.
14. Изотова, Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова – М. : Акаде-мия, 2014. – 288 с.
15. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 752 с.
16. Ильина, С. В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками [Текст] автореф. дис. канд. псих.наук. 19.00.07 / С.В. Ильина; Курский государственный университет – Курск, 2009. – 36 с.
17. Каренина, И.О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста//Ярославский педагогический вестник – 2010, №4-ТомII (Психолого-педагогические науки). – с.242.
18. Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. - Дрофа, 2010.- 176 с.
19. Князева О. Л., Стеркина Р. Б.; Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.— М.: Дрофа, ДиК, 1999.
20. Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н.Ф. Комарова. - М.: Скрипторий, 2010. - 160 с.
21. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество/ Т.С. Кома-рова. - М., 2005. - 15с.
22. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. Пособие [Текст] / Т. В. Костяк. – М.: Академия, 2012. –176 с. - Библиограф.: 173-175 с.
23. Кузьмищева М. А. Динамика представлений об эмоциях детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Канд, дис.... психол. наук. — М., 2002.
24. Курносова, С. А. К вопросу о воспитании у дошкольников эмоциональной отзывчивости [Текст] / С. А. Курносова // Начальная школа. – 2008. – № 4. – С. 13-15.
25. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 1986 – 136 с.
26. Лоуэн А. Золотой фонд психотерапии. Удовольствие. Творческий подход к жизни/М.: Психотерапия, 2008. — 304 с.
27. Маратканова Е.В., Егорова Э.Б. Развитие навыков распознавания эмоций детьми дошкольного возраста. Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции 27 февраля 2015 г.: в 7 ч. / Под общ. ред. М.Г. Петровой. – Белгород : ИП Петрова М.Г., 2015. – Часть IV. – 180 с.
28. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры./ Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.
29. Мухина, В. С. Детская психология. / «Мир психологии»- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2011. — 352 с.
30. Мухина, В. С. детская психология, 1985 Уровни развития игры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.med-books.info- дата обраще-ния:11.10.2015
31. Назарова О. В. Особенности восприятия и понимания эмоций детьми младшего школьного возраста: Дис.... магистра. — М., 2003.
32. Неверович, Я. 3. Развитие социальных эмоций у детей дошколь-ного возраста [Текст]/Неверович Я. З. //. М.: Педагогика, 1986. – 216 с.
33. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду/Принципы построения, советы, рекомендации. СПб: Детство-пресс, 2010.
34. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С. Л. Новоселова. - М.: МДО, 2012. – 174 с.
35. Ольшанникова, А. Е. Эмоции и воспитание [Текст] /А. Е. Оль-шанникова. - М. : Спутник, 2013. – 154 с.
36. Пашкевич Т. Д. «Расти счастливым» Программа социально - эмоционального развития детей дошкольного возраста - 2 изд. - Барнаул: АКИПКРО, 2003г. -123с.
37. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Детский сад – Дом радости [Текст] / сост. Крылова Н. М. [и др.]. М.: ТЦ Сфера, 2014. – 264 с.
38. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Детство [Текст] / сост. Бабаева Т. И. [и др.]. – СПб.: Детство–Пресс, 2014. – 280с.
39. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Радуга [Текст]/сост. Гризик Т. И. [и др.]. – М. : Просвещение, 2014. – 232 с. 41. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Истоки [Текст] / сост. Е. В. Трифонова [и др.]. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
40. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Радуга [Текст] / сост. Якобсон С. Г. [и др.]. – М. : Просвещение, 2014. – 232 с.
41. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Развитие [Текст] / сост. Андреева Е. В. [и др.]. – М. : НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера, 2015. – 168 с
42. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с: ил.
43. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии «Текст»/ С.Л. Ру-бинштейн. Учебник - Москва "Олма-пресс", 2010. - 91-238с.
44. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии/ Под ред. Урунтаевой Г.А., - М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с. С. 90 -91.
45. Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования smol.chudoforum.ru: территория специалистов и заботливых родителей. – Смоленск: РГ, 2010. URL: smol.chudoforum.ru. (дата обращения 12.10.2021). – Текст: электронный.
46. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет / Психологические игры, упражнения, сказки. М. : Генезис, 2011г.
47. Шаграева, О. А. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / О. А. Шаграева. - М. : Академия, 2013. - 340 с.
48. Шингаров, Г. X. Сознание и эмоции // Проблемы сознания «Текст»/ Г.Х. Шингаров. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 558с.
49. Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста./ - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 304 с.
50. Щетинина, А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: [Текст]: учебное пособие / А. М. Щетинина – Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 212 с.
51. Экман, П. «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» / Питер; СПб; 2010. - 143с.
52. Электронный источник: http://www.do.tgl.ru/index.php?newsid=5021
53. Электронный источник: http://www.pedlib.ru/Books/1/0429 /1_0429-2.shtml
54. Электронный источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/ ispolzovanie_cifrovyh_ustroystv_starshimi_doshkolnikami_kak_sredstva_poznaniya_okruzhayuschego_mira/
55. Электронный источник: https://studexpo.net/84389/pedagogika /metodika_emotsionalnaya_identifikatsiya_izotova
56. Электронный источник: https://works.doklad.ru/view /Jgg4r10lPiQ/3.html
57. Эльконин, Д. Б. Развитие игры в дошкольном возрасте/ Характеристика игровой деятельности дошкольника - М.: Академия, 2011. – 336 с.
В этой зоне разместили «Экран настроения». Дети в течении дня определяют свое настроение и кладут в свой кармашек смайлик, который соответствует их настроению. Ребенок подкладывает смайлики, если настроение поменялось. «Экран настроения» помогает так же воспитателям и родителям отслеживать настроение детей за день.
«Игрушки-думки» это мягкие игрушки, с которыми дети могут делиться своими эмоциями.
Так же есть вещи, которые помогут ребенку освободиться от негатив-ных эмоций. Коробочка «Попробуй порви» - дети освобождаются от нега-тивных эмоций через бумагу. Они могут мять и рвать листы разной фактуры. Для этой же цели есть стаканчики «Для крика». «Коврик злости» - самодельный коврик, где дети могут потоптаться, избавиться от агрессии.
Так же размещена коробочка «Давай помиримся». Ее назначение налаживать отношения между детьми и устранять конфликтные ситуации, подобрана картотека весёлых мирилок.
Эмоциональное развитие детей необходимо, что бы происходило и в самостоятельной деятельности. Дидактическая игра «Наши эмоции» помогает ребенку проиграть различные ситуации, осознавая эмоции, которые он показывает, и закрепить знания о мимических выражениях различных эмоций.
В игре «Собиралки» дети собирают персонажа, выражающего опреде-ленную эмоцию. Придумывают историю, почему персонаж испытывает эту эмоцию. В дидактической игре «Подбери маску» ребенок сопоставляет эмо-цию персонажа на картинке и схематическое изображение эмоции. Игра позволяет ребенку закрепить знания об эмоциях: видеть и определять, как выражаются эмоции; развивается эмпатия.