Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования - теоретическое обоснование и практическая разработка процесса формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.09.2022
Объем файла
8586 Кб
Количество страниц
48
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современных условиях формирование навыков безопасного поведения у детей является одним из самых актуальных вопросов, на который обращает внимание Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО). В Стандарте подчеркивается, что «задача взрослых научить ребенка дошкольного возраста осознанно действовать в той или иной обстановке, воспитать у дошкольников самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать, и, столкнувшись с опасной ситуацией, дети не начинали ее решать методом проб и ошибок, а умели находить быстрое решение проблемы с наименьшим ущербом для здоровья». В настоящее время вопрос безопасности является важной составляющей образовательной области «социально-коммуникативное развитие» (часть 2, пункт 2.6) [ФГОС ДО].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ряд ученых (Б.А. Мишин, В.Н. Сапронов, А.Е. Смирнов) акцентируют внимание на том, что существует необходимость поиска новых методов и приемов педагогической работы по формированию у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктована современной экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому не менее важно и формирование у ребенка бережного отношения к природе и ее обитателям.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………….. 7

1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы безопасного поведения и особенностей его формирования в дошкольном детстве………………………………………………………………………. 7

1.2. Принципы и условия формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………….. 15

Вывод по первой главе.................................................................................. 23

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ………………………… 25

2.1. Диагностика уровня сформированности навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях микро - и макросоциума……………………………………………………………. 25

2.2. Проектирование и реализация условий формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста…….. 34

Вывод по второй главе................................................................................ 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 47

Список литературы........................................................................................ 51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015. –  144 с.

2. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология / Ю.В. Атемаскина // Детский сад от А до Я. 2008. — № 3. — С. 6 — 11.

3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина.  — М.: Просвещение, 2006. — 94 с.

4. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / К.Ю. Белая. — М.: Мозаика — Синтез, 2015. — 64 с.

5. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К.Ю. Белая. — М.: Знание, 2016. — 90 с.

6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 122 с.

7. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. — Москва: Просвещение, 2014. — 128 с.

8. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитатлей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айриспресс, 2008. – 215 c.

9. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры / Т.П. Гарнышева. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015. - 128 с.

10. Григорьева О. Н. Проект «Учимся безопасности» / О.Н. Григорьева // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 38—47. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8157/ (Дата обращения: 03.09.2021).

11. Грехова Л.И. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно-методическое пособие. 5-е издание, стереотипное. / Л.И. Грехова. — М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2013. – 134 с.

12. Давлетшина А.А. Проблема обеспечения безопасности детей дошкольного возраста в контексте развития современного общества // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. №2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-obespecheniya-bezopasnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-kontekste-razvitiya-sovremennogo-obschestva (Дата обращения: 14.10.2021).

13. Денисенкова Н.А Ваш ребёнок познаёт мир / Н.А Денисенкова // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 3. — С. 100—106.

14. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию / Е.С. Евдокимова // Дошкольное воспитание. — 2003. — №3. – С. 20—24.

15. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 312 c.

16. Жуковская Р.И. Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1990. – 172 с.

17. Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста / В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская. — М.: Просвещение, 2014. — 158 с.

18. Зубарева Ю.М. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах / Ю.М. Зубарева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 63—68. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7443/ (Дата обращения: 12.09.2021).

19. Казанцев О.Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2013. — № 4. — С. 14—17.

20. Каюрова А.Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС / А.Н. Каюрова. — Москва: Цветной мир, 2013. — 136 с.

21. Кириллов Г.Н. Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности / Г. Шептунов // Право и безопасность. — 2014. — №8. — С. 10 — 16.

22. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп – М.: АРКТИ, 2016. – 187 с.

23. Ковальковская Н. Как должна быть организована жизнь ребенка // В помощь просвещенцу. 2003. – 78 с.

24. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. — 2014. — №5. — С. 8—10.

25. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1998. - 160 с.

26. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. — Пермь: Меркурий, 2011. — С.80—84.

27. Кузьмина О.В. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улице / О.В. Кузьмина, Н.В. Алексеева, А.Г. Стецюк // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 3 (14). – С. 294-297.

28. Мартынова А.П. Безопасность жизнедеятельности. Раздел 1. Гигиена труда. Учебно-практическое пособие . М.: МГУТУ. - 2004. – 73 с.

29. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду. — №5. — 2009. — С. 9—11.

30. Морозова Л.Д. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я. — 2016. — №2. — С. 124—131.

31. Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности / В.Н. Мошкин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2015. — № 6. — С. 11—15.

32. Новицкая В.А. Правила поведения в природе для дошкольников /   В.А. Новицкая, Л.С. Римашевская, Т.Г. Хромцева. — Москва: Аркти, 2014. —  80 с.

33. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «Издательство-пресс», 2010. – 143 с. 

34. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разраб. теории инновац. процессов в образовании: (Метод. пособие) / Н. Р. Юсуфбекова; Пед. о-во РСФСР, Центр. совет, АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики, 91 с. 20 см, М. ЦСПО РСФСР. - 1991.

35. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21). Москва, 2021. – 23 с.

36. Патранова И. Проектный метод //Дошкольное воспитание. – 2007. —   № 3. – С.81.

37. Подласный И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов /                И.П. Подласный. — Москва: Владос, 2015. — 362 с.

38. Петровский А.В. Хрестоматия по психологии / Под. ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 2010. — 27 с.

39. Проектная деятельность в ДОУ. Проект – это игра всерьез. — М.: Наша новая школа. – 2015. – С. 5—28.

40. Ситинова С. Р. Историография безопасности жизнедеятельности у дошкольников // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 28—32. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/6960/ (Дата обращения: 20.09.2021).

41. Столяренко А.М. Общая педагогика / А.М. Столяренко. — Москва: Юнити-Дана, 2016. — 251 с.

42. Степаненкова Э. Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. - М.: Просвещение, 2009. —  64 с.

43. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. —  СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 97 с.

44. Сырова И.А., Чеховских О.Г. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. – Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. – 72 с.

45. Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2007. – №3. –  120 с.

46. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. – СПб.: Детство-пресс, 2011. – 80 c.

47. Тимофеева Л. Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста / Л. Тимофеева // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 7. - С. 4-11. 

48. Урунтаева Г., Тихеева, Е. И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности / Е. И. Тихеева // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 10.— 90 с. 

49. ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №, 01155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").

50. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. – №4. – С. 3—10.

51. Федяевская В. М. За безопасность детей на улице / В.М. Федяевская // Дошкольное воспитание. - 2007. – 210 с.

52. Фирсова А. Безопасность детей – наше общее дело / А. Фирсова, Н. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 7. - С. 11-18.

53. Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста / Т.Г. Хромцова. — Москва: Мозаика — Синтез, 2013. — 162 с.

54. Шорыгина А.Т. Осторожные сказки. Безопасность для малышей /     А.Т Шорыгина. — М.: Книголюб, 2015. — 156 с.

55. Шипунова В.А. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов / В.А Шипунова. — М.: Цветной мир, 2013. — 96 с.

56. Шинтяпина А.И., Фархшатова И.А. Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-bezopasnogo-povedeniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (Дата обращения: 15.10.2021).

57. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В. Штанько // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. — № 4.  – С. 140 – 148.

58. Югова М.Р. Формирование правил безопасного поведения у дошкольников / М.Р. Югова, Е.В. Лихаузова // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань: Бук, 2014. — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6094/ (Дата обращения: 15.10.2021).

59. Якупов А.М. Организационно-педагогические условия подготовки школьников к безопасному участию в дорожном движении: Автореф. дисс. канд. пед. наук. / А.М. Якупов. - Магнитогорск, 2007. – 32 с.

На первом подготовительном этапе наша деятельность была направлена на поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения. Мы познакомились с инновационным опытом педагогов-практиков по данному направлению, подобрали диагностические методики для выявления уровня усвоения детьми правил безопасного поведения и провели мониторинг знаний у детей дошкольного возраста.
Также на этом этапе мы изучили условия, которые нужны для ознакомления детей с правилами безопасного поведения и пришли к выводу, что в ЧДОУ «Разумка» созданы необходимые условия для успешной реализации проектной деятельности. В группе оформлен «Уголок безопасности», который постоянно обновляется, т.к. меняется возрастной состав группы. Материал, представленный в уголке, разнообразен: это атрибуты для сюжетно-ролевых игр, настольно-печатные игры, помогающие лучше запоминать и усваивать правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Также в детском саду оформлен стенд «Мы – за безопасность наших детей», в котором размещается информация для родителей по данной проблеме, советы, памятки, рекомендации.