Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития на примере подростков
Введение
Цель данной работы заключается в изучении развития учебной мотивации в процессе обучения у подростков. Это актуально в любое время, ведь, мотивация определяет успешность образования. Отсутствие мотивации неизбежно ведет к снижению успеваемости, отказу от самообразования и общей деградации личности.
Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений в том числе и в области получения знаний.
Подростковый возраст характеризуется формированием и укреплением мотивов, которые соответствуют зрелым формам учебной деятельности. Закрепляются обширные познавательные мотивы, продолжают прогрессировать мотивы самосовершенствования, самообразования, достижения и самореализации. Ощутимо улучшаются широкие социальные мотивы. Видимые качественные сдвиги в подростковом возрасте случаются
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………
Раздел 1. Теоретические основы учебной мотивации и ее развития у школьника подростка……………………………………………………………………
1.1 Понятие «учебная мотивация». Классификация мотивов учения…………….
1.2. Структура учебной мотивации у школьников подростковой группы и процесс ее развития……………………….……………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………………...
Приложение А……………………………………………………………………………
Список использованных источников
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – м.,2008.
Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
Братчикова Ю.В. // В сборнике: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет; Институт психологии; Ответственный редактор Н.С. Белоусова. 2014. С. 49-57.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 2000.
Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1999.
Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии. 1972.
Гамезо М. В., Матюхина М. В., Михальчик Т. С. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1984. 256 с.
Гижицкий В. В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успеваемости старшеклассников: дис. … канд. психол. наук. М., 2016. 273 с.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии, СПб., 2004.
Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982
Лысиченкова, С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию / С. А. Лысиченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 428-431. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4654/ (дата обращения: 02.10.2021).
Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. 64 с.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., 1983.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
Хасан Б.И. Детская инициатива как образовательный эффект // Педагогика развития: Проблемы образовательных результатов (эффекто
2. Мотивы, находящиеся за рамками самой учебной деятельности. Такими мотивами могут быть: – социальные мотивы (ответственность перед обществом, чувство долга перед родителями и учителями); – мотивы, связанные с дальнейшим самоопределением в выборе будущей профессии и личностным развитием в результате обучения; – индивидуальные мотивы как желание заслужить одобрение и занять достойное место среди друзей. – мотивы избегания неприятностей, неодобрения со стороны учителей, родителей .1.2. Структура учебной мотивации у школьников подростковой группы и процесс ее развития
Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет - периодом между детством и юностью. Это один из кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками