Сенсорное развитие дошкольников с умственной отсталостью

Цель исследования – определить методы диагностики сенсорного развития дошкольников с умственной отсталостью
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
04.09.2022
Объем файла
67 Кб
Количество страниц
34
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
600 руб.
750 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Проблема познавательного развития на сегодняшний день является одной из самых значимых в детской специальной педагогике и психологии. Она приобрела особое значение из-за тенденции роста числа детей с отклонениями в умственном развитии, которые испытывают трудности в обучении.
Умственная отсталость – патология, которая проявляется при рождении и сопровождает ребенка до конца жизни, и, как правило, не поддается коррекции.  С такими особенностями в развитии ребенку предстоит научиться жить в мире, который не приспособлен к потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поэтому основная задача, которая стоит перед врачами, педагогами и родителями – максимально адаптировать такого ребенка в обществе.
Особое значение для дошкольников с умственной отсталостью имеет сенсорное развитие. Через ощущения и восприятие происходит познание окружающего мира. С одной стороны, сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, ведь для дальнейшего обучения ребенка необходимо полноценное восприятие.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТТВЕННОЙ ОТСТТАЛОСТЬЮ…………………5
1.1.  Аспекты сенсорного развития дошкольников с умственной отсталостью………………………………………………………………………..5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с умственной отсталостью………………………………………………………………………11
1.3. Особенности сенсорного развития детей с умственной отсталостью………………………………………………………………………18
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………………………………………………………………...22
2.1.  Анализ примерной адаптированной программы для дошкольников с умственной отсталостью………………………………………..……………….22
2.2. Методы диагностики сенсорного развития дошкольников с умственной отсталостью ……………………………………………………………………...25
2.3. Анализ методик развития сенсорного восприятия дошкольников с умственной отсталостью………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………….………36

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста / Ш. А. Абдуллаева. – М.: Автореферат, 1975.
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1998. – 144 с.
3. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 176 с.
4. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / С. Л. Выготский. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1960.
5. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1985. – 72 с.
6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1973. – 110 с.
7. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
8. Ендовицкая, Т. В. Некоторые вопросы психологии сенсорного восприятия / Т. В. Ендовицкая. Дошкольное воспитание. – 1988. – № 10. С. 4-10.
9. Катаева, А. А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста: автореферат / А. А. Катаева. –М., 1977. – 33 с.
10. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 208 с.
11. Кобель, Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Г. Н. Кобель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 779-783.
12. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. уаведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 414 с.
13. Колесникова, Е. В. Нарисуем желтый кр

В обычных заданиях, опираясь на усвоенный материал, умственно отсталые дети действуют способом зрительного соотнесения, но как только сталкиваются с новым, неизвестным заданием, сразу же преступают к хаотичным действиям, не умея пользоваться поисковыми способами ориентировки – пробами и примерами. Этому их надо учить, в то время как ребенок с нормальным интеллектом овладевает поисковыми способами в процессе действия с предметами. Именно в этом возрасте у детей с умственной отсталостью возникает выбор по образцу, цвету, величине, форме, т. е. восприятие свойств, основанных на перцептивной ориентировке [6, 12].
Восприятие детей с умственной отсталостью менее дифференцировано. Образ скуден деталями, поэтому объект отражается схематически, упрощенно.
Дети с умственной отсталостью долгое время находятся на этапе манипулирования. Характерные действия, учитывающие физические свойства предметов, формируются с опозданием. Еще позднее они овладевают способами использования предметов. Это связано с тем, что в процессе эмоционального общения ребенок концентрирует свое внимание на лице взрослого, опыта отслеживания за предметной деятельностью у него не возникает. Дошкольники, проявляющие слабый интерес к взрослому и сверстникам, также не обнаруживают интерес к предметам, если остаются наедине с ними. Они длительное время не приступают к ознакомлению, вяло трогают их, выполняя лишь несколько манипулятивных действий.