Поведение потребителя и рыночный спрос

Цель курсовой работы: исследовать поведение потребителя и рыночный спрос
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
04.09.2022
Объем файла
67 Кб
Количество страниц
27
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
600 руб.
750 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Рынок является экономической системой, ориентированной на потребителя. В рыночной экономике потребитель, как и производитель, является главным экономическим субъектом, обеспечивая спрос на продукцию. Покупая товар или услугу, или отказываясь от них, потребитель проявляет тенденции развития потребительских предпочтений, закономерностей потребительского выбора, создает возможности для прогнозирования потребительского выбора, а также использования потребительского потенциала.
В свою очередь, процессы превращения потребительского спроса в двигатель экономического развития основаны на повышении уровня реальной заработной платы, располагаемых доходов и потребительских ожиданий, с одной стороны, и росте склонности к потреблению, с другой.
Потребительское поведение выступает одним из главных факторов экономического развития. Потребительский спрос стимулирует экономический рост и в то же время выступает индикатором, отражающим уровень и качество жизни населения.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что каждый человек, являющийся потенциальным потребителем, отличается личными психологическими особенностями, приоритетами и желаниями. Анализируя эти особенности можно выявить модели, характерные для поведения потребителей, установить типы и мотивацию потребительского поведения. Приобретение того или иного товара или использования услуги является действием, в основе которого лежат различные побудительные мотивы. Эти мотивы могут, как опираться на здравый смысл, так и формироваться под воздействием случайных импульсов.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1 Теоретические основы изучения потребительского поведения и рыночного спроса 5

1.1 История изучения потребительского поведения и спроса 5

1.2 Спрос и потребительское поведение: понятие и сущность 11

2 Особенности спроса и потребительского поведения в современной российской экономике 16

2.1 Основные тенденции и проблемы развития потребительского спроса в России 16

2.2 Рекомендации по формированию эффективного спроса в российской экономике 23

Заключение 28

Список использованных источников 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Эволюция теории поведения потребителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.net/2137365/ekonomika/evolyutsiya_teorii_povedeniya_potrebiteley. – Дата доступа: 30.03.202.
2.  Автономов В.С. Модель человека в экономической теории и других социальных науках / В.С. Автономов. – М.: ГУ ВШЭ, 1998. – 68 с.
3. Поведение потребителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.marketing.spb.ru/read/m7/1.htm. – Дата доступа: 30.03.2022.
4. Теоретические основы изучения покупательского поведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://userdocs.ru/marketing/5758/index.html. – Дата доступа: 30.03.2022.
5. Подходы к изучению потребителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s11192t2.html. – Дата доступа: 30.03.2022.
6. Земскова А. В., Бугорский В. Н. Моделирование поведения потребителей услуг // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» / А.В. Земскова, В.Н. Бугорский. – 2014. – № 3. – С. 183-191.
7. Потребительское поведение: сущность, факторы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/2653165/page:22/. – Дата доступа: 30.03.2022.
8. Теория потребительского спроса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.evkova.org/teoriya-potrebitelskogo-sprosa-sut-istoriya-i-harakteristiki. – Дата доступа: 30.03.2022.
9. Теория потребительского поведения и ее развитие на современном рынке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=23347. – Дата доступа: 30.03.2022.
10. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей / Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. – СПб.: Питер, 2013. – 943 с.
11. Поведение потребителей: содержание понятия, социально-экономическая сущность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/povedenie-potrebiteley-soderzhanie-ponyatiya-sotsialno-ekonomicheskaya-suschnost/viewer. – Дата доступа: 30.03.2022.
12. Виды спроса: функциональный, нефункциональный, отрицательный, скрытый, падающий, полноценный [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/8774216/page:2/. – Дата доступа: 30.03.2022.
13. К вопросу о современных тенденциях развития потребительского спроса в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://creativeconomy.ru/lib/2390. – Дата доступа: 29.03.2022.
14. Формирование современной структуры потребительского спроса в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-sovremennoy-struktury-potrebitelskogo-sprosa-v-rossii-v-kontse-xx-nachale-xxi-vv. – Дата доступа: 29.03.2022.
15. Информация об основных показателях социально-экономического развития Российской Федерации в январе-декабре 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/181/ 181f5d25fdc5020b8b1fc87d6a590f56.pdf. – Дата доступа: 29.03.2022.
16. Анализ и характеристика потребительского спроса в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-harakteristika-potrebitelskogo-sprosa-v-rossii. – Дата доступа: 29.03.2022.
17. Трансформация потребителя. Глобальное исследование потребительского поведения за 2020 год: Россия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/retail-consumer/publications/assets/pwc-global-customer-insights-survey-2020-russia-ru.pdf. – Дата доступа: 29.03.2022.
18. Кушлин В. И. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / В.И. Кушлин. – М.: Изд-во РАГС, 2014. – 834 с.
19. Спрос и определяющие его факторы [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://kubsu.ru/sites/default/files/users/22021/portfolio/kursovaya_po_ekonomicheskoy_teorii.pdf. – Дата доступа: 30.03.2022.
20. Механизм развития потребительского спроса в современных условиях хозяйствования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-razvitiya-potrebitelskogo-sprosa-v-sovremennyh-usloviyah-hozyaystvovaniya. – Дата доступа: 30.03.2022.
21. Как поддержать потребительский спрос в стагнирующей экономике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/ blogs/2020/01/13/820455-podderzhat-potrebitelskii-spros. – Дата доступа: 30.03.2022.
22. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 512 с.

Важной проблемой для страны в современных условиях является обеспечение условий для устойчивого экономического роста. Проблема экономического роста должна рассматриваться в непосредственной взаимосвязи с проблемой стимулирования конечного спроса путем увеличения заработной платы и оборотных активов предприятий. В настоящее время в России значительная часть населения не может полноценно удовлетворить даже физиологические нужды в продовольственных товарах. В этих условиях массовый потребительский спрос ориентируется на дешевую низкокачественную импортную продукцию, благодаря агрессивному маркетингу внешних рынков, недобросовестной конкуренции западного бизнеса, потребительским предпочтениям и мотивам потребительского поведения. 
Высокие налоги также тормозят расширение потребительского спроса. Необходимо улучшение налоговой системы. Это позволит за счет снижения налоговых ставок повысить доходы населения, а, следовательно, увеличится потребление. При этом нужно, чтобы изменения в налоговой системе и прежде всего сокращение величины и бремени относились к основной массе населения, формирующей совокупный спрос, а не только к его богатой части.
В период COVID -19 ограничительные меры оказали заметное влияние не только на потребительский спрос, но и на самих потребителей. Рост безработицы и снижение располагаемых доходов в свою очередь существенно отразились на потребительском поведении. Снижение уверенности в стабильности, стремление к экономии, ограничения на передвижение, повсеместный переход на удаленную работу – все это привело к изменению ценностей и поведения потребителей. В связи с этим все больше населения России становится более практичными и экономными покупателями [17].