Изучение произведений с фантастической образностью в гуманитарных классах общеобразовательной школы (на примере творчества Н. В. Гоголя)
ВВЕДЕНИЕ
Критики и литературоведы тщательно изучали творческую сферу Н.В. Гоголя. Когда публиковалось очередное произведение автора, появлялась жесткая полемика. Она обуславливалась тем, что оценивала «восторженное и негодующее», разбиралась в фантазийном и необычном художественном мире Гоголя.Мотивы фантастики широко распространены в русской классике современной литературы. Фантастика считается старше, чем письменное слово. Ее корни растут с системы славянских и фольклорных мифов. Читая произведение Н.В. Гоголя, мы можем встретить не единичные обращения к ноткам фантастики. К примеру, произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки». Автор переосмысляет на начальном этапе создания своей творческой работы основной материал, который станет опорой произведения. Он пересказывал слово в слово народные сказания, не изменяя их структуру и смысл первоначальный. Кроме того, Гоголь, основываясь на работах народа, создавал новые, истинные произведения, передающие увиденную им реальность.В произведениях Н.В. Гоголя нелегко понять сущность мистических образов. Для этого нужно увидеть связь народного творчества и объективной действительности. Особенности многозначной реальности окружали творчество автора. Так он старался определить, какое место занимает каждый из двух миров в рассматриваемой структуре произведений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
ГЛАВА I. ФАНТАСТИКА КАК ВИД ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА....................................................................................................8
1.1. Специфика фантастической образности, ее генезис и типология...............8
1.2. Сказочно-мифологическая фантастика.......................................................13
1.3. Фантастика как ведущий прием в романтизме...........................................17
ГЛАВА II. ТИПЫ ФАНТАСТИЧЕСКОГО В ПОВЕСТЯХ Н. В. ГОГОЛЯ....22
2.1. Сказочно-мифологическая фантастика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и «Миргороде»................................................................................22
2.2. Приемы романтической фантастики и ее функции в «Петербургских повестях»............................................................................................................26
ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ ГОГОЛЕВСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ОБРАЗНОСТЬЮ В ШКОЛЕ В АСПЕКТЕ ВОЗРАСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНИКОВ.........................................32
3.1. Мониторинг школьных методик по изучению произведений с фантастической образностью.............................................................................32
3.2. Среднее школьное звено. Сказочно-мифологическая фантастика в произведениях для 5 класса: «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством»......................................................................................................38
3.3. Старшее школьное звено............................................................................41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белый А. Мастерство Гоголя. М. — Л., 2018
2. Беньковская Т. Е. Развитие методики преподавания литературы в русской школе. ХХ в.: учеб.-методическое пособие и хрестоматия для студентов филолог. фак-в пед. вузов. . Оренбург: Изд-во ОГПИ, 2014. 431 с.
3. Вайскопф М. Поэтика петербургских повестей Гоголя (Приемы объективации и гипостазирования) // Вайскопф М. Птица-тройка и колесница души. Работы 1978-2003 гг. М.: НЛО, 2020. С. 105.
4. Гладышев В. Об изучении научно-фантастических произведений на факультативных занятиях по литературе в старших классах средней школы // Тезисы докладов и сообщений на Всесоюзной научной конференции-семинаре, посвященной творчеству И. А. Ефремова и проблемам научной фантастики. Николаев, 2018. С. 83–85.
5. Гоголь Н.В. «Авторская исповедь». Статья, 2021.
6. Гоголь: реальность воображения // Знамя. 2009. № 4. С.163-177.
7. Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя. 2-е изд, испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2012.
8. Золотоусский И.П. Гоголь. — М.: Молодая гвардия, 2004. (Сер. Жизнь замечательных людей).
9. Исаева И. Н. «Вий» Н. В. Гоголя. VI кл. // Литература в школе. 2012. № 6. С. 38.
10. Карташова и.в. об одной гоголевской традиции в творчестве Ф.М.Достоевского (тема мечтателя) // Этюды о романтизме. – Тверь, 2012 – с. 127
11. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: в двух частях. 5 класс Часть 1 Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016 – 303 с.
12. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: в двух частях. 8 класс Часть 1 Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016 – 399 с.
13. Лебедев Ю. В. Литература.10 класс: в двух частях. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. Часть 1 М.:Просвещение, 2018 – 381 с.
14. Литературный энциклопедический словарь / под общей редакцией В. М. Кожевникова и П. А, Николаева. М.: Советская энциклопедия, 2007 – 752 с.
15. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2021 – 1600 стб. – Стб. 1119
16. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя. — Ю.М. Лотман, В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов, Гоголь, М., 2018. с. 251 и далее.
17. Манн Ю. В. Гоголь // История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука. Т. 6. — 2019.
18. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 2018.
19. Манн Ю. В. Эволюция гоголевской фантастики // К истории русского романтизма / Ред. колл. Ю.В. Манн, И. Г. Неупокоева, Г. Р. Фохт. М., 2017. С. 222.
20. Маркович В.М. Петербургские повести Гоголя. Л., 2019.
21. Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 2019.
22. Набоков В. Николай Гоголь // Набоков В. Собр. соч. американского периода: В 5 т. СПб.: Симпозиум, 2017. Т. 1. С. 511.
23. Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л., 2015. С. 147.
24. Осипов А. И. Основы фантастоведения / Всесоюзн.науч.-методич. центр нар. творчества и культ.-просв. работы. М: ВНМЦНТИКПР, 2019. 126 с.
25. Померанцев И. Фантастическое в ранней прозе Н.В. Гоголя // Родник. — Рига, 2020. — №10.
26. Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.) / Вступительная статья В.М. Марковича. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 2019.
27. Сирены. Энциклопедия сверхъестественных существ / Сост. Королев К. М.; СПб, 2016. С. 466-468
28. Скотт В. О сверхъестественном в литературе и, в частности, о сочинениях Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана // Скотт В. Собр. Соч.: В 20 т. Т. XX: Граф Роберт Парижский. Статьи и дневники. Переводы. М.-Л. 2015. С. 602-652.
29. Ундины // Энциклопедия сверхъестественных существ / Сост. Королев К. М.; СПб, 2016. С. 206-207.
30. Успенский Б. А. «Время в гоголевском «Носе»: («Нос» глазами этнографа) // Успенский Б.А. Историко-филологические очерки. М., 2014. C. 49-68.
31. Хапаева Д. Неоконченные опыты над читателем: Н. В. Гоголь. Петербургские повести // Нева. СПб., 2009. № 3. С. 218-238.
32. Черниговская М. С. Риторический текст в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Улан-Удэ, 2018.
В учебнике 5 класса отсутствует опора на сказочно-мифологическую фантастику во время изучения «Заколдованного места». Учебник 7 класс не дает полную информацию о повести «Шинель». В вопросах после произведения нет таких, которые бы предлагали осмыслить фантастику как жанр или прием. В учебнике 10 класса изучение гоголевских произведений проходит в обобщающем порядке и подводит итог творчеству. Автор учебника уделяет внимание изучению основы фольклоризма гоголевских повестей, но не слишком подробно. Например, «Петербургские повести» показывают свой фантастический характер, но в небольшом количестве, кроме повести «Портрет». Вопросы и задания к тексту Лебедев строит так, что творчество Гоголя — не объект рефлексии. Только изучая произведение «Нос» можно хоть немного почувствовать погружение в мир писателя, увидеть черты написания его манеры, осмыслить нравственность и этику произведения. [16, с.120] Методисты при составлении программы изучения литературы в школе включают в основное образование несколько фантастических произведений, но остальное вписывают в список для самостоятельного чтения на каникулах. В программное изучение входят А. Беляев, А. Толстой, Н. Гоголь, Ж. Верн, М. Булгаков; во внеклассное чтение включены Д. Толкиен и Р. Брэдбери.