Активизация учебно-познавательной деятельности школьников на уроке
Введение
Актуальность темы исследования. Общая цель современного образования школьников в соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего (полного) общего образования – формирование всесторонне образованной и инициативной личности, до сознания которой доведена система взглядов, идей, нравственных, культурных и эстетических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят подрастающее поколение к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире, следовательно активизация познавательной деятельности учащихся одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни в современном обществе, к труду, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.
Работать над активизацией учебно-познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы активизации учебно-познавательной деятельности школьников…………….......................................................................5
1.1. Понятие и сущность учебно-познавательной деятельности…………..5
1.2. Принципы активизации учебно-познавательной деятельности……...11
1.3. Средства активизация учебно-познавательной деятельности школьников на уроке……………………………………………………………….14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации учебно-познавательной деятельности школьников ………………………………………18
2.1. Анализ опыта работы учителей по активизации учебно-познавательной деятельности школьников на уроке…………………………….18
2.2. Эффективные методы и формы активизации учебно-познавательной деятельности школьников………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….29
Библиографический список………………………………………………………..31
Приложения…………………………………………………………………………34
Библиографический список
1. Амирова А. Х. Самостоятельная работа с учебником как способ активизации познавательной деятельности // Физика в школе. - 2017. - N 8. - С. 50-52.
2. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.
3. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности: дайджест // Психология обучения. - 2018. - №4. - С. 238 с.
4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2013. - 488 c.
5. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2017. – 112 с.
6. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 c.
7. Вульфов Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2013. - 511 c.
8. Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа. – 1998. - № 2. – 134 с.
9. Градова А. Управление познавательной деятельностью учащихся // Учитель. – 2014. - № 6. – 276 с.
10. Губарева Л. И. Самостоятельная работа как основа формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся // Образование и общество. – 2014. – № 2. – 261 с.
11. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности ее проявления в образовательной технологии // Химия в школе. – 2014. - № 3. – 262 с.
12. Гуревич Ю. Г. Психологические особенности учебной деятельности: уч. пособ. / Ю. Г. Гуревич, С. В. Кошелева. – Иркутск, 1998. – 72 с.
13. Ермолаева М. В. Психология развития / М. В Ермолаева. – М. – Воронеж: МОДЕК, 2013. – 376 с.
14. Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся / Л. А. Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 160 с.
15. Иванова Л.А. Проблема познавательной деятельности учащихся: Учебное пособие. – М.: МГПИ, 1998. – 110 с.
16. Карсонов В. А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся // Школьные технологии. - 2017. - № 5. – 129 с.
17. Кирюкова В. И. Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности учащихся [Текст] / В. И. Кирюкова // Физика.– 2016. – № 20. – 21-25 с.
18. Коновалец Л. С. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения // Педагогика. – 2019. - № 2. - С. 46-50.
19. Кулагина И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения // Наука и школа. - 2010. - №2. – 167 с.
20. Куприянова М. А. Формирование познавательной самостоятельности учащихся как педагогическая проблема // Наука и школа. - 2019. - № 5. – 280 с.
21. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с.
22. Лапенок М. В. Организация познавательной деятельности школьников на основе системы дистанционного обучения // Образование и общество. - 2019. – № 2. – 274 с.
23. Меньшикова Е. А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект) / Е. А. Меньшикова. – М. : Просвещение, 2016. – 115 с.
24. Немов Р. С. Психология образования / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2012. – 608 с.
25. Петунин О. В. Проблема познавательной самостоятельности школьников в отечественной педагогике // Инновации в образовании. – 2014. - № 6. – 241 с.
26. Петунин О. В. Система активизации познавательной самостоятельности учащихся // Вестник Московского университета. - 2010. - № 4. – 174 с.
27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С.Л. Рубинштейн. – СПб., Питер, 2011. – 705 с.
28. Сластенин В. А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 77 с.
29. Скуратова А. Н. Уровневая дифференциация как условие личностно-ориентированного подхода в организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся // Учитель в школе. - 2011. - № 3. – 325 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2013. - 63 с.
31. Шамардина Т. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся // Директор школы. – 2017. - № 4. – 248 с.
32. Шамова Т. И. Активизация учения школьников/ Т. И. Шамова. – М. : Педагогика, 2010. – 208 с.
33. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1999. – 341 с.
34. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах/Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1996. – 158 с.
Изменения в освоении знаний и умений, происходящие с каждым учеником, настолько многогранны, что требуют использования системы контроля, состоящей из разных его способов. В качестве основного показателя уровня знаний и умений при любом методе активизации учебно-познавательной деятельности, используется традиционная пятибалльная система. Общий уровень успешности по предмету складывается не только из успеваемости на уроках.
Чтобы полученные знания и умения достигли уровня сформированной компетенции необходимо принимать во внимание и дополнительные формы работы учеников, их назначение, качество выполнения. Активность учеников в ходе учебно-познавательной деятельности позволяет учителю оценивать, контролировать и корректировать уровень личной значимости и потенциала учеников в данной предметной сфере.
Таким образом, в результате проведенного анализа процесса активации учебно-познавательной деятельности на уроках в МОАУ СОШ №??? г. Кирова, нами было установлено, что учителя используют следующие методы: метод проектов, метод «Мозговой штурм» и элементы тренингов. Следовательно, нам необходимо разработать и представить более эффективные методы и формы активизации учебно-познавательной деятельности школьников.