Формирование музыкальной культуры у младших школьников посредством классической музыки
Введение
Искусство всегда было прекрасным средством саморазвития и воспитания творческой личности. Это связано с тем, что искусство способно дать возможность эстетически воспринимать и моделировать мир в соответствии с принципами добра и красоты. Искусство - это исторически организованный социально-духовный опыт, обладающий удивительной энергией и способный передавать эту энергию потомкам.
Художественная природа искусства способствует познанию ребенком своей собственной природы. В сознании личности ребенка происходит построение порядка ценностных ориентаций по отношению к сфере и людям. Стоит отметить, что для высокоэффективного самосовершенствования детям обязательно понадобятся сообщения об осознании успеха, вдохновении. Они оказывают конструктивное воздействие на психику школьников и их деятельность.
Исследовательской основой курсов является концепция музыкального образования, которая основана на синтезе искусства (музыкального и изобразительного). Данная методика является фрагментом творческого и эстетического воспитания детей, в комплексе которого используются различные варианты художественной деятельности и творчества с целью формирования духовной, чувственной и высокой нравственной культуры человека с учетом его природных способностей и социокультурной среды.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Основные положения о понятии «музыкальная культура» 5
1.1. Сущность понятия «музыкальная культура» 5
1.2. Функции музыки 6
1.3.Классическая музыка – истоки зарождения 8
Вывод по главе 1. 9
Глава 2. Классическая музыка как инструмент формирования музыкальной культуры у младших школьников 11
2.1. Опыт популяризации классической музыки у младших школьников 11
2.2.Роль классической музыки в духовном воспитании детей 14
2.3.Таблица – норматив «Музыкальные произведения для младших 16
школьников» 16
2.4 Вывод по таблицe 17
Заключение 18
Список использованных источников 20
Список использованных источников
1. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении [Текст] / Б.В. Асафьев. – М., 2018. – 264 с.
2. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.
3. Алиев, Ю.Б. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству //Современные проблемы образования: Сборник / Ю. Б. Алиев.– Тула, 1997. – С.23.
4. Андреев, А. Л. Актуальные проблемы развития советской художественной культуры / А. Л. Андреев. – М.: Знание, 1987. – 64 с.
5. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: в 2 книгах. Книга II / В. И. Андреев. – Казань, 1998. – 318 с.
6. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / О. А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
7. Арчажникова, Л. Г. Методика музыкального воспитания: учеб. пособие для студентов III – IV курсов веч. и заоч. отд-ний муз.-пед. фак-ов / Л. Г. Арчажникова. – М.: МГЗПИ, 1989. – 76 с.
8. Арчажникова, Л. Г. Профессия – учитель музыки: книга для учителя / Л. Г. Арчажникова. – М.: Просвещение, 1984. – 111 с.
9. Баринова, М. Н. О развитии творческих способностей ученика / М. Н. Баринова. – Ленинград: Госмузиздат, 1961.– 60 с.
10. Барышева, Т. А. Диагностика эстетического развития личности: учебнометодическое пособие / Т. А. Барышева. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – 140 с.
11. Бакланова, Т.И. «ИСКУССТВО». Программа интегрированного курса для дошкольников / Т.И. Бакланова, Г.П. Новикова, Н.М Сокольникова. – М.: Российский институт непрерывного образования, 2000. – 100 с.
12. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.
13. Бахтин, В.В. Художественный анализ музыкальных произведений // В. В. Бахтин. – Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 1996. – 90 с.
14. Библер, В. С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. – М.: Политиздат, 1991. – 413 с.
15. Бондаревская, Е. В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону, 1991. – 130 с.
Зрительное впечатление на уроке музыки, как правило, вызывает эмоциональный отклик. Ведь музыкальное произведение сначала воспринимается как загадка и отгадать ее – все равно, что развернуть свиток. Развернуть этот свиток и помогают качественные наглядные материалы. Сжато говоря о Шуберте, можно также упомянуть, что композитор имел проблемы со зрением и постоянно носил очки. Он не снимал их даже ночью, чтобы встать и быстро записать рождающуюся мелодию. По наблюдениям психологов, восприятие компонентов целого младшими школьниками иногда затемняет то целое, которое потом вспоминают дети. данный ресурс восприятия подобает широко использовать в процессе обучения. Неслучайно на контрольных музыкальных прослушиваниях, когда детей просят назвать фамилию композитора произведения, которое они слушают, они зачастую вначале слышат не фамилию, например, Моцарт, а деталь, связанную детским сознанием с этой фамилией, а затем и саму фамилию: «которому на приеме у короля закрыли клавиши рояля тканью, но он все равно правильно сыграл».