Загадки как средство развития речи детей дошкольного возраста

Цель исследования: выявление эффективности использования загадок в работе по развитию речи детей
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
04.09.2022
Объем файла
73 Кб
Количество страниц
32
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
640 руб.
800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем: речь односложная, состоящая лишь из простых предложений; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы.
Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.
 В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1. Психолого- педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста 6

1.1. Понятие языка и речи, функции речи 6

1.2. Виды речевой деятельности и их особенности 9

1.3. Общая характеристика развития речи у детей дошкольного возраста 11

1.4. Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»  по речевому развитию детей дошкольного возраста 15

1. Влияние загадок на развитие речи детей дошкольного возраста 21

2.1. Роль загадок в развитии речи дошкольников 21

2.2. Виды загадок 24

2.3. Методика работы с загадками 27

Заключение 32

Литература 34

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонов В. Новые загадки для дошкольников и младших школьников. - М.: Дрофа-Плюс, 2013. - 64 с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 345 с.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1995. –127с.

4. Ассаулова С.В, Айдашев Г.А., Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика Занятие по развитию речи. – М.: Просвещение, 2004. – 160с.

5. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М. От рождения до школы Инновационная программа дошкольного образования. - М.: Мозаика-синтез, 2019. - 336с.

6. Волкова Л.С. Пособие для логопедов. - М.: Владос, 2007. - 167 с.

7. Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М.; под ред. Г.М. Ляминой Г.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 2015. – 224с.

8. Долженкова И. В. Загадка и ее роль в воспитании дошкольника. // Молодой ученый. - 2019. - № 47. - С. 31-33.

9. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 2006. – 164с.

10. Кнушевицкая Н.А. Стихи, загадки, игры по лексическим темам. ФГОС. – М.: Детство-Пресс, 2014. 176 с.

11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи. Фронтальные логопед. занятия для детей с ОНР по теме "Человек: я, мой дом...". – М.: Гном и Д, 2008. - 64 с.

12. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. -2016. - №9. - С.23-26. 

13. «Роль народного творчества в развитии речи» [Электронный ресурс]. – URL:https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=28730 (дата обращения 3.04.2022).

14. Семеренко И.Г. Игры, стихи, загадки для развития речи. - С.: Литера, 2004. – 63с.

15. Степанов В.А. Сказочные загадки. - М.: Просвещение, 2005. - 16 с.

16. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: 2013. – 125с.

17. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития. – М.: Педагогический университет «Первое сентября». 2010. - 68с.

18. «Формирование речи» [Электронный ресурс]. – URL:

https://studentlib. com/chitat/diplom-279002-formirovanie_aktivnoy_ rechi_ detey_rannego_vozrasta_2_3_goda_posredstvom_ispolzovaniya_malyh_form_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.html (дата обращения: 2.04.2022).

19. Хабарова О. В. Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. -2012. - №6. - С. 451-453.

20. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошкольное воспитание. -2013. - №7. – С. 6-8.

21. Шайдурова Н.В. Путешествие по Стране Загадок. – Б.: БГПУ, 2000. - 67с.

22. Шульгина Е.В., Третьяк Н.Н. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 96 с.

Если внимательно присмотреться к загадкам, кажущимся на первый взгляд парадоксальными, мы найдем в них какие- то детали, подробности, которые выступают не в переносном, а в прямом смысле по отношению к отгадке. Они как бы уточняют, дополняют, конкретизируют, подсказывают отгадку и этим помогают ее разгадать. Об одном предмете можно загадывать несколько различных загадок, используя разные свойства и качества предмета: материал, цвет, форму, размеры, функцию, способ изготовления, его количественные отношения [22, с. 18].
Читая загадки, над одним из них вы весело посмеетесь, над другими задумаетесь, а третьи, может быть, и не сумеете разгадать. Тогда вам поможет подсказка- отгадка. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова.