Особенности развития произвольной памяти детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы изучения развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память является основой человеческих способностей и является условием обучения, приобретения знаний, формирования навыков и умений.
Память - важнейший когнитивный процесс, лежащий в основе развития и обучения, обеспечивающий целостность и развитие личности [1, с. 123].
В дошкольном возрасте память имеет для человека наибольшее значение. Это необходимо не только для накопления опыта, но и для всей умственной деятельности людей. Содержимое памяти используется человеком в различных видах деятельности: работе, учебе, игре, без этого не могут возникнуть образы воображения, могут развиваться фантазия и творческие способности. Поэтому память является предметом научных исследований многих исследователей.
В отечественной психолого-педагогической значительный вклад в изучение памяти как психического и педагогического процессов внесли такие ученые как: Л.С. Выготским, Л.Н. Леонтьевым, А.Л. Лурией, И.А. Корсаковым, И.Ю. Матюгиным.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы развитие памяти у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…………………………………………5
1.1 Понятие, процессы и виды памяти …………………………………. 5
1.2 Особенности развития произвольной памяти у дошкольников …13
1.3 Методы и методики изучения произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте [Текст]/ Выготский Л.С. М.,1979г.- 161 с.
Захарюта Н.В. «Детская психология» с основами «Общей психологии» в тематических понятиях». (2 часть) [Текст]/ Захарюта Н.В. Армавир,2004 г., стр. 208.
Житникова Л. Учите детей запоминать [Текст]/ Житникова Л.. М. Просвещение, 1978г. 345 – с.
Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей., [Текст]/ М. «Дельта», 1997г., 112- с.
Истомина З.М.. Развитие памяти [Текст]. М., 1978г.
Кулагина И.Ю.. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет[Текст]. М., 1997г.
Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания[Текст] М., 1979 г., стр. 166.
Мухина В.С. Возрастная психология [Текст]. М., 1999г.
Немов Р.С.. Психология [Текст]. М.»Просвещение», 1995г., стр. 184-216.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]. М., 1989 г., стр. 302.
Циркина С.Ю Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. [Текст]/ под редакцией, Санкт-Петербург, 2001г.
Урунтаева Г.А.. Дошкольная психология. [Текст], М., 1999г.
Фридман Л.М. Психология детей и подростков. Справочник для учителей и воспитателей. [Текст]М., 2003г.
Черемошкина Л.В.. Развитие памяти детей. [Текст] Ярославль, 1997г.
Шаграева О.А.. Детская психология. Теоретический и практический курс [Текст]. М., 2001г.
Формирование произвольных форм запоминания исследуется в своей работе А.Н. Леонтьевым. Он говорит о формировании высших форм запоминания [13. c, 32]. Переход от примитивных, биологических форм памяти к высшим, специфически человеческим ее формам является результатом длительного и сложного процесса культурного, исторического развития. Так было в случае с формированием высших форм запоминания в ходе филогенетического развития человечества. Ссылаясь на закономерности развития форм запоминания в детском возрасте, А.Н. Леонтьев формулирует принцип "параллелограмма". Принцип параллелограмма развития есть не что иное, как выражение общего закона о том, что "развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов - знаков". Далее происходит трансформация внешних знаков во внутренние знаки. Происходит "вращение" знаков, вращение внешних средств запоминания и превращение их во внутренние. Этот процесс связан с глубокими изменениями во всей системе высшего человеческого поведения. По словам А.Н. Леонтьева: кратко это можно было бы описать как процесс социализации человеческого поведения [9. c, 354]. Суть этого процесса заключается в том, что на более высоких стадиях развития поведения место памяти особого биологического свойства занимает сложная функциональная система психологических процессов, выполняющая ту же функцию, что и память в условиях социального существования человека, то есть осуществляющая запоминание [13. c, 126].