Профильное обучение в современной школе
Введение
В последнее время приоритеты в нашем мире сильно изменились – работа с информацией стала самой важной. Это делает актуальной задачу изменения системы образования. Понятно, что образование, целью которого является передача фактических знаний и стандартных алгоритмов молодому поколению, становится отсталым с точки зрения доступности любой информации. Общее образование сегодня в основном служит приобщению растущего человека к культуре знаний и очень слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Существует острая необходимость преодоления отчуждения и усталости школьников от содержания образования, которое не позволяет им формировать представления обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации о профессиях. Специализированное образование на уровне старших классов средней школы - одна из главных идей реформы образования в России. Система специализированной подготовки основана на сотрудничестве уровня средней школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Предлагаемые ими профили включают общеобразовательные, социально-гуманитарные, физико-математические, филологические и т.д. Количество профилей не ограничено, оно может быть дополнено в соответствии с потребностями конкретного региона.
Оглавление
Введение 3
Глава 1 5
Основы профильного обучения в современной школе 5
1.1. Понятие профильного обучения 5
1.2. Цели профильного обучения 8
1.3. Содержание профильного образования 11
1.4. Профессиональная ориентация школьников 14
2. Основные задачи и проблемы профильного обучения 17
2.1. Взаимосвязь профильного обучения со стандартами общего образования и единым государственным экзаменом 18
2.2 Недостатки некоторых моделей профильного обучения 20
Глава 2 24
2.1 Общественный запрос на профилизацию школы 24
2.2. Реализация концепции профильного обучения в школах Селижаровского района в Тверской области 28
2.3 Варианты программ элективных курсов 31
2.4 Примерные учебные планы для филологического профиля 32
Заключение: 37
Список используемой литературы: 39
Список используемой литературы:
1. Антология педагогической мысли: В 3 т. Т. 2. Русские педагоги и деятели народного о трудовом воспитании и профессиональном образовании. / Сост. . – М., 1989.
2. Балашов -правовые документы муниципального общеобразовательного учреждения – многопрофильного лицея Димитровграда Ульяновской области. с.24 - журнал «Завуч» №6, 2003г.
3. Броневщук обучение и единый государственный экзамен // Интернет-журнал "Эйдос"апреля.
4. Единый государственный экзамен. Русский язык: контрольно-измерительные материалы - М., 2005.
5. Иванова разработки программы авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах). с. 10. - журнал «Практика административной работы в школе» №6. 2003г.
6. Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/04 учебный год: Письмо Минобразования России от 20.08.03 № 03-157ин/13-03 // Вестник образования. - 2003. - №20. - С. 36- 46.
7. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07. 02г. № 2783 // Официальные документы в образовании. - 2002. - №27. - С. 12-34.
8. Рыбченкова язык. 10-11 классы Учебное пособие - М., 2004.
9. Шамшин язык. 10-11 классы Учебное пособие - М., 2002г.
Для реализации этих задач лицей плодотворно сотрудничает с МФТИ, физическим факультетом МГУ, РХТУ им. , различными факультетами ТвГУ и ТГПУ имени , Институтом гражданской защиты, центром психологической профилактики и реабилитации "Валеоцентр", тверским эколого-биологическим центром учащихся, областной универсальной научной библиотекой, Тверским филиалом юридического института, экономическим колледжем.
Профильная подготовка в МОУ - лицее №2 осуществляется на двух ступенях образования. В основной школе - 8, 9 класс и в старшей школе. Данный подход на данном этапе, по нашему мнению, обоснован, так как в существующем базисном учебном плане для старшей школы 2/3 от общего количества часов отведено для инвариантной части и только 1/3 вариативная, за счет которой еще реализуется региональный компонент, соответственно количество учебных часов для реализации профильного обучения недостаточно.