Влияние нарушений произносительной стороны речи на процесс овладения грамотой
Введение
Одним из важных условий для всестороннего развития и овладение грамотой ребенка является хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь у детей, тем легче им формулировать и высказывать свои мысли, тем больше у них возможностей для познания окружающего мира. Полноценная речь положительно влияет на усвоение учебных навыков. Неправильное произношение приносит детям немало трудностей и огорчений. Они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки. В школьном возрасте трудности значительно увеличатся, если у дошкольника не выработать правильное звукопроизношение и внятность речи. Это отрицательно скажется на развитии внимания и памяти, появятся проблемы в поведении - вялость, заторможенность, либо, наоборот, агрессивность. Несомненно, все это отразится на отношении ребенка к учебе, на успеваемость.
Установлено, что на эффективность обучения детей грамоте можно ра
СОДЕРЖАНИЕ
1 Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие процесса овладения грамотой………………………… 5
1.1 Процесс овладения грамотой………………………………………… 5
1.2 Факторы, влияющие на процесс овладения грамотой………………. 8
1.3 Выводы по главе………………………………………………………..9
Глава 2 Понятие нарушений произносительной стороны речи…………... 10
2.1 Структура нарушений произносительной стороны речи……………… 10
2.2 Виды нарушений произносительной стороны речи.………………….. 14
2.3 Нарушения слоговой структуры слова…………………………………. 16
2.4 Нарушения словаря ……………………………………………............... 20
2.5 Нарушения голоса……………………………………………………….. 23
2.6 Причины нарушения голоса……………………………………………… 26
2.7 Нарушения темпа речи…………………………………………………… 27
2.8 Коррекция нарушений произносительной стороны речи……………… 29
2.9 Выводы по главе………………………………………………………….. 30
Заключение…………………………………………………………………….. 31
Список литературы……………………………………………………………. 33
Список литературы
1 Астапов В.М. Определение готовности детей к школе/ В.М. Астапов. - М, 1991. - 31 с.
2 Горецкий В.Г. Теоретические основы развивающего обучения грамоте/ В.Г. Горецкий, В.А Кирюшкин.- М:Начальная школа, 1989.
3 Белова-Давид Р.А. К вопросу о медико-педагогическом комплексе // Нарушения речи у дошкольников / Под ред. Р.А. Беловой-Давид и Б. М. Гриншпуна. - М.: Просвещение, 1969
4 Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции./А.А. Ланцов – СПб.: Наука, 1994.
5 Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов./ С.С. Ляпидевский – М.: Просвещение, 1973.
6 Неволина Л.Г. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых./Л.Г. Неволина – Л.: ЛГПИ, 1987.
7 Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. – М.: Просвещение, 1973.
8 Парамонова Л.Г. Логопедия./ Л.Г. Парамонова – СПб.: Речь, 2004.
9 Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М-вом образования и науки РФ / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2010.
10 Хватцев, М. Е. Логопедия: в 2 кн.: книга для преподавателей и студентов пед. вузов. Кн. 1 / М.Е. Хватцев; под науч. ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2009
11 Ковригина, Л. В. Введение в логопедическую специальность с основами логопедии: курс лекций: учебное пособие / Л.В. Ковригина; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2006.
12 Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред. Т.В. Волосовец.– М.:ACADEMA, 2002
13 Рау, Е. Ф. Логопедия Е.Ф. Рау, В.А. Синяк. – М.: Просвещение, 1969.
В каждом речевом нарушении различают основное звено нарушения, или первичное нарушение, и вторичные явления. Так, патологически быстрый темп речи, будучи первично нарушенным, часто приводит к нечеткости, неясности звукопроизношения, заиканию, а с усложнением речи появляются искажения слов и нечеткость смыслового значения речи.[10]
Вторично нарушенные компоненты речи в результате правильного педагогического подхода и прямого воздействия на них сравнительно легко выравниваются и могут даже самостоятельно исчезать при нормализации первично нарушенного звена.[18]
Первично нарушенное звено требует для своего исправления применения специальных методических приемов и более длительного времени. Воздействие на вторично нарушенные компоненты речи иногда способствует некоторой нормализации основного звена нарушения.[12]
Таким образом, под структурой речевого нарушения понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения