Роль дидактической игрушки в развитии младших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Для развития личности ребенка игрушка очень важна. Бессчетные исследования ученых преподавателей и специалистов по психологии показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.
Проблема значения игрушки в жизни ребенка весьма актуальна, особенно в начале 21 века, когда у современного ребенка появляются совершенно новые интересы, связанные с внедрением в наш повседневный быт электронной техники, компьютеров; появлению на прилавках российских магазинов игрушек, которые не отвечают педагогическим требованиям.
Актуальность данной темы заключается в том, что, играя, у ребенка формируются все стороны его личности, проявляются выраженные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи и педагоги считают ведущей деятельность
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРУШКИ В РАЗИТИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………5
1.1 Особенности развития детей младшего дошкольного возраста …5
1.2. Дидактическая игрушка, ее виды и развивающий эффект……...10
1.3. Выводы по главе 1 ………………………………………………………………15
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………16
2. 1. Диагностика сформированности игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста………………………………………..16
2. 2. Опыт практикующих педагогов в использовании дидактических игрушек…………………………………………………………………………...25
2. 3. Методические рекомендации для воспитателей по использованию дидактических игрушек в работе с детьми младшего дошкольного возраста………………...27
Выводы по главе 2……………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 01.03.2022) - Текст : электронный.
2. Авдеева, Н. Н. Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – Москва : Детство-Пресс, 2016. – 144 с. – (Университеты России). – ISBN 978-5-532-25810-5. – Текст : непосредственный.
3. Акимова, Г. Е. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет / Г. Е. Акимова, Е. В. Федорова, В. Н. Яковлева. - Санкт-Петербург : Речь, 2017. - 245 с. – (Университеты России). – ISBN 978-5-9332-1254-8. – Текст : непосредственный.
4. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях : учебное пособие / Е. П. Арнаутова; Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях. – Москва : МГИМО (университет), 2016. - 23. – ISBN 978-5-9338-1632-8. – Текст : непосредственный.
5. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва: Смысл, 2015. - 1136 с.
6. Глебова, И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников :учебное пособие / И. Ю. Глебова; Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. – Москва : 2017. - 33-35 с. – ISBN 978-5-93328-1223-9. - Текст : непосредственный.
7. Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. - Москва: Юрайт, 2019. - 149 с. – ISBN 978-3-3228-1235-8. – Текст : непосредственный.
8. Изотова, Е. И. Психология дошкольного возраста : учебник
Если игра возникла по инициативе самих детей, нужно помочь развернуть и продолжить игру, иначе она либо прекращается, либо сводится к однообразным действиям с одной игрушкой, даже на третьем году жизни дети не всегда переносят действия одной игрушки на другую. Они, например, упорно лечат только куклу Машу, потому что ранее так делал воспитатель. В таких случаях целесообразно предложить: «Теперь полечи куклу Катю». Чтобы действие стало двух- и трехзвеньевым, необходимо вовремя предложить ребенку соответствующую игрушку, атрибут. Если девочка собирается кормить куклу, ей предлагают салфетку, чтобы «дочка не запачкала платье». Не сделай этого взрослый, кормление куклы так и осталось бы простым однозвеньевым действием.
Подбор игрушек имеет немаловажное значение. Куклы и другие игрушки могут быть разного размера (большие, средние, маленькие), но такие, чтобы их удобно было заворачивать, укладывать спать, кормить, гулять; кукольная