Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с помощью сказок
ВВЕДЕНИЕ
Красивая и выразительная речь является одним из наиболее точных признаков всесторонне развитой личности. Богатая речь не только позволяет осуществлять эффективное общение, но и способствует регуляции высших психологических функций личности. В связи с вышесказанным современные образовательные стандарты все большее внимание уделяют многоаспектному развитию речи. Коммуникативная компетентность являет собой сложное и комплексное качество личности. Одним из ее главных компонентов является выразительность речи. Выразительная речи обеспечивает эффективность коммуникации, усиливает воздействие на реципиента, позволяет личности самовыражаться. Такой потенциал речевой выразительности спровоцировал проведение ряда исследований в области лингвистики, психологии и педагогики. Проблема развития выразительности речи нашла отражение в трудах таких известных авторов, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Лагутина, Ф.А. Сохин, Б.М. Теплов, О.С. Ушакова и многие другие. В рамках этих иссле
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СКАЗОК
1.1. Особенности развития выразительности речи у старших дошкольников
1.2. Способы и методы формирования выразительности речи
1.3. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста
II. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
2.1. Лингвометодический аспект проблемы выразительности речи у детей дошкольного возраста
2.2. Методическая работа по развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки
2.3. Методические рекомендации по развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Аграновский, В.А. Ради единого слова / В.А. Аграновский. - М.: Мысль, 2007. - 213 с.
Алмазова, E.С. О возрастных, особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи / Е.С. Алмазова. – М.: Сфера, 2003 - 189 с.
Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 2007. - 514 с.
Антипова, A.M. Просодия / А.М. Антипова //Лингвистический энциклопедический словарь – М.: Гардарики. 2006 - 276 с.
Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дис, ... канд. пед. наук / Е.С. Артемова. – М.: Просвещение, 2005 - 189 с.
Арутюнова, Н.Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 620 с.
Арутюнова, Н.Д. Логический анализ языка: квантификативный аспект языка / Н.Д. Арутюнова. - М.: Индрик, 2005. - 671 с.
Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека. 3-е изд., перераб. / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 2017. - 623 с.
Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: Сов. энциклопедия, 1966. - 607 с.
Белкин, А.С. Витагенное образование. Многомерно-голографический подход / А.С. Белкин, Н.К. Жукова. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. - 288 с.
Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.
1.3. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста
По мнению А.В. Запорожца, «реалистический подход к сказочной фантастике вырабатывается у ребенка только на определенной ступени развития и лишь в результате воспитания» [26, с. 235]. Наблюдения показали, что старшие дошкольники настолько укрепляются в этой реалистической позиции, что начинают любить всякие «перевертыши». Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет правильное понимание окружающей действительности. «Таким образом, - делает вывод А.В. Запорожец, - восприятие сказки способствует развитию познания ребенком объективной действительности. Однако эстетичес