Приемы формирования навыков словообразования имен существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Введение
Число детей с нарушениями речи постоянно увеличивается. Часть из них это дети с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической), при этом интеллект и слух сохранны.
В современных исследованиях отмечается важность усвоения процессов словообразования для нормального развития устной речи детей. Актуальность проблемы развития навыка словообразования у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, вызвана тем, что у этих детей имеются разнообразные нарушения процесса словообразования. Т.Б. Филичева отмечает, что многие дети испытывают затруднения в подборе однокоренных слов, не могут образовывать слово, используя приставки или суффиксы; изменяя окончание, теряют смысл слова, проявляются трудности в дифференциации родственных слов; в невозможности выполнения задания на словообразование. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках ус
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1.Теоретико-методологические основы изучения навыков словообразования имен существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1.Овладение навыком словообразования в онтогенезе
1.2. Трудности усвоения навыков словообразования имен существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
1.3. Обзор современных технологий и методик по развитию и формированию навыков словообразования имен существительных у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация исследования навыков словообразования имен существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
2.1. Содержание и организация констатирующего этапа изучения навыков словообразования имен существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
2.2. Анализ результатов обследования сформированности навыков словообразования имен существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
Выводы по второй главе
Глава 3. Коррекционная работа по развитию навыков словообразования имен существительных в ходе логопедических занятий
3.1. Логопедическая работа по развитию навыков словообразования имен существительных у детей старшей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.2. Контрольный эксперимент и анализ его результатов
Выводы по третьей главе
Заключение
Список литературы не найден
Ошибки в словообразовании носят разный характер: нарушение в выборе производящей основы (пилит дрова – «дровник»), пропуски и замены словообразовательных аффиксов (футболист – «футбольник, «футбольщик»), грубое нарушение звукослоговой структуры производного слова (ситцевый – «ситный»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса (клюквенный кисель – «клюквый»).
Типичным проявлением ОНР данного уровня является невозможность полноценного переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. Так, например, дети, умеющие образовывать названия детенышей хорошо известных в бытовом плане, не справляются с аналогичной словообразовательной операцией на материале названий других, более редких животных. Эти трудности прослежи