Логопедическая работа по коррекции и обогащению атрибутивного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство – это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Развитие речи в дошкольном возрасте представляет собой многогранный процесс, органически связанный с интеллектуальным развитием ребенка. Вследствие этого нельзя упускать развитие речи и других психических функций в данном возрастном периоде. Задержка речевого развития на начальных возрастных этапах не может быть восполнена в дальнейшем. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человек не может стать полноценной личностью.
Для детей с общим недоразвитием речи, как отмечают многие исследователи, характерна недостаточно сформированная речевая функциональная система, бедность лексического запаса, который характеризуется недостаточно сформированным предметным, глагольным, атрибутивным словарем. Употребление имени прилагательного представляет наибольшие трудности, так как его образование происходит в
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………………………...6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи ………………………………………………………………………………....6
1.2 Особенности развития атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи …………….…………………………………………….……13
1.3 Анализ программ и опыта работы учителей-логопедов по коррекции и обогащению атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………….………………16
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ И ОБОГАЩЕНИЮ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………………………...26
2.1 Организация изучения навыков атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи…………. ……………………….26
2.2 Анализ результатов исследования атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ………….……………………......29
2.3 Методические рекомендации по реализации направлений логопедической работы по коррекции и обогащению атрибутивного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи………...………………………………………….….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….………...…42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // URL.: https://dlib.rsl.ru/01000155199 (дата обращения: 26.02.2022).
2 Библиофонд электронная библиотека студента Особенности формирования атрибутивной лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Педагогика [Электронный ресурс] // URL.: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=467658#text (дата обращения 16.03.2022).
3 Булина, В.В. Теоретические аспекты проблемы коррекции словаря дошкольников / В. В. Булина // Вопросы педагогики. – 2020. – № 10–1. – С. 26–28.
4 Валгина, Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Н.С. Валгина . – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с.
5 Гарбузова, А. А. Дидактические игры как средство развития атрибутивной лексики у детей с общим недоразвитием речи / А.А. Гарбузова // Идеи Л.С. Выготского в инклюзивном образовательном пространстве (Посвящается 125-летию Л.С. Выготского): Сборник научных трудов международной научно-практической конференции, Краснодар, 15–16 апреля 2021 года / Е.А. Шумилова, Г.Н. Соломатина, А.С. Ярова. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2021. – С. 286-291.
6 Граб, Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР / Л.М. Граб. – М.: «Изда-тельство Г ном и Д», 2005. – 56 с.
7 Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учебно-методическое пособие / Н.С. Жукова. – М.: Соц.- полит, журн., 1994. – 96 с.
8 Иванова, Н.В. Особенности звукопроизношения при общем недоразвитии речи / Н.В. Иванова, Я.А. Савина // Символ науки: международный научный журнал. – 2017. – Т. 3. – № 3. – С. 108–111.
9 Игровые формы работы по развитию атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] // URL.: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=16645 (дата обращения 15.03.2022).
10 Кабанова, Т.В., Домнина, О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями /Т.В. Кабанова, О.В. Домнина; под ред. Н.Е. Ильяковой. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 104 с.
11 Климова, Ю.А. Русские имена прилагательные: атрибутивная картина мира [Электронный ресурс] // URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/russkie-imena-prilagatelnye-atributivnaya-kartina-mira/viewer (дата обращения 25.02.2022).
12 Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
13 Левина, P.E. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: Аркти, 2005. – 222 с.
14 Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
15 Румянцева, Ю.Н. Характеристика детей с ОНР и их психологические особенности. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение» [Электронный ресурс] // URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-detey-s-onr-i-ih-psihologicheskie-osobennosti (дата обращения 20.02.2022).
16 Сидоренко, Е. А. Обогащение и активизация словаря у детей с общим недоразвитием речи / Е. А. Сидоренко // Дефектология. – 2008. – № 5 – С. 73-78.
17 Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет / Т.А. Ткаченко. – М.: Ювента, 2007. – 46 с.
18 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 1991. – 44 с.
19 Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева. – М.: Изд-во Гном и Д, 2010. – 128 с.
20 Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с
Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о том, что 38 % испытуемых детей с общим недоразвитием речи III уровня имеют очень низкий уровень сформированности атрибутивного словаря. Только у 24 % дошкольников с общим недоразвитием речи III и IV уровней ОНР сформированности атрибутивного словаря находится на низком уровне. И у 38 % дошкольников с общим недоразвитием речи III и IV уровней достигли среднего уровня. Высокого уровня не достигнуто ни у кого из детей данной категории. Также разработали методические рекомендации по реализации направлений логопедической работы по коррекции и обогащению атрибутивного словаря данной категории детей.
Также разработали методические рекомендации по реализации направлений логопедической работы по коррекции и обогащению атрибутивного словаря данной категории детей.
Последовательность логопедической работы по обогащению атрибутивного словаря должна учитывать частотный словарь детей дошкольного возраста, а так же выявленные особенности атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Учитывая результаты проведенного исследования, логопедическую работу по обогащению и коррекции атрибутивной словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи целесообразно проводить по трем основным направлениям, которые сосредоточены на обогащение словаря прилагательных детей новыми словами, затем следует закрепление и уточнение словаря прилагательных и в итоге активизация атрибутивного словаря.