Актуальное состояние уровня сформированности грамотного чтения у младших школьников
Ведение
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сказано:
а) обучающийся должен осознать значимость чтения на родном языке для личного развития;
б) использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
в) достигнуть необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
1.Подходы к определению грамотного чтения младшего школьника ………15
2. Организация диагностики сформированности грамотного чтения ………22
3. Результаты диагностики сформированности грамотного чтения ……..….29
Заключение ……… ……………………………………………………………..34
Библиографический список……….. …………………………………………...35
Приложение 1 ……………………………………………………………………27
Приложение 2 ……………………………………………………………………32
Библиографический список
- Бунеева Е.В. Буду настоящим читателем: пос. из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии) М.: Баласс 2012. С. 167.
- Вафина Ю.Ф. Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения. БУ ВО «Сургутский государственныйуниверситет») file:///C:/Users/user/Desktop/Настя/Курсовая/elibrary_43055620_65490243.pdf
- Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения // Начальная школа, 2004. № 3.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М. 2004. С. 512. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – 2-е изд., доп. – М. 1991. С. 256.
- Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учимся любить книгу: Пособие для занятий внекласс.чтением в подгот.классах общеобразоват.школ и ст. (подгот.) группах дошкол.учреждений. – М. 1982. С. 112.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей образовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – [2-е изд. дораб.]. – М. 2011. С. 223.
- Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность По результатам международного исследования PISA-2000. М. 2004
- Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — 3-е изд., доп. — М. 2017.С. 79.
- Колесова О. В., Гуцу Е. Г., Деменева Н. Н., Кочетова Е. В., Маясова Т. В. Исследование читательской грамотности младших школьников на современном этапе развития образования // Перспективы науки и образования, 2020. № 2 (44). С. 240-254.
- Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем: Методическое пособие / О.В.Кубасова; Художник Н.В.Акиньшин. – Т. М. 2004.
- Кудина Г.Н. Понимание литературы младшими школьниками // Психологическая наука и образование, 2004. № 1.
- Обнорская О.А. Учу детей чтению-общению // Начальная школа. 2005. № 2.
- Плотникова С.В. П39 Теория и технология начального литературного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С. В. Плотникова, А. А. Краева; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Е.: [б. и.], 2017
- Разуваева Т.А. Формирование читательской компетенции студентов факультета иностранных языков [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Разуваева Т.А. Т. 2006. С. 234.
- Рыбак Л.А. Образное мышление и урок литературы. – М., 1966. С. 143.
- Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. - СПб. 2006.
- Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студ.высш.учеб.заведений/Т.В.Рыжкова – М. 2007. С. 416.
- Светловская Н.Н. Методика обучения творческому чтению: учебное пособие / Н.М. Сетловская, Т.С. Пиче-оол. – [2-е изд. испр. и доп.]. – М.: Юрайт [сайт], 2019. С. 305.
- Светловская Н.Н. О чем нельзя не знать учителю начальных классов, обучая младших школьников чтению // Известия института психологии и педагогики образования, 2017. № 3. С. 60-64.
- Светловская Н.Н., Пиче – оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: Учеб.пособие для студ.пед.вузов. – М. 1999. С. 248.
- Светловская Н.Н., Пиче – оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: Учеб.пособие для студ.пед.вузов. – М. 2001. С. 288.
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: (Теоретико-эксперементальное исследование); Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. – М. 1980. С. 160.
- Сметанникова Н.Н. Чтение и грамотность в современном мире. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010 / 3 (23)
- Сметанникова, Н.Н. Как разорвать замкнутый круг [Текст] / Н. Н. Сметанникова // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е. И. Кузьмин, О. К. Громова. М., 2007. С. 55.
- Сметанникова, Н.Н. Через чтение в мировое образовательное пространство [Текст] / Н. Н. Сметанникова. М., 2001.С. 122.
- Тихомирова И.И. От чтения – к творчеству жизни / И. И. Тихомирова — «Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА)», 2017 — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря)
- Тихомирова И.И. Психология чтения школьников / И. И. Тихомирова — «Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА)», 2016 — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря)
- Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М. 1997. С. 256.
- Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности: Материалы к обсуждению / М. 2010. С. 67.
- Чабанова Т.А. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы [Текст] / Т.А. Чабанова // Чтение и грамотность. Размышления в контекст Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е. И. Кузьмин, О. К. Громова. М., 2007. С. 218.
- Официальный сайт международной ассоциации Исследования грамотности чтения (Progressin International Reading Literacy Study (PIRLS). [Электронный ресурс]. Электрон. дан. IEA, 2011. Режим доступа: http//www. pirls. org/.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – URL: https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf.
Высокий уровень имеют те дети, у которых эмоции точные, яркие и мотивированные: передает в слове динамику своих эмоций, соотносит изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении, объясняет причину их появления. Отношение к герою и его поступкам всегда осознанно. Улавливают динамику эмоций в произведении, видят причины изменений эмоциональной атмосферы. Подробное описание методики представлено в приложенииВоюшиной М.П. «Уровни восприятия художественной литературы младшими школьниками»: На низком уровне развития сферы воображения у ребенка воссоздание словесного образа подменяется обращением к личным жизненным впечатлениям или пересказом содержания. Не обращает внимания на художественные и смысловые детали текста. На среднем уровне произвольное воображение развито слабо, воссоздание образа подменяется перечислением отдельных деталей или пересказом содержания эпизода. Характеризует героя вместо того, чтобы рассказать, каким он его себе представляет. Сосредоточить свое внимание на конкретных деталях произведения, а затем собрать их воедино ребенку трудно, поэтому он бывает очень краток.