Категория времени и пространства в лирике Ф.И. Тютчева

В курсовой работе проанализированы особенности изучения категории времени как способа организации действительности произведения; выявлен методический потенциал категории времени в практике преподавания литературе в школе
Author image
Anya
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
03.09.2022
Объем файла
139 Кб
Количество страниц
27
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Пространство и время – являются одними из главнейших категорий поэтического произведения, которые отображают объективную реальность через систему языковых средств. Пространство и время представлены в событии в виде пространственно-временных координат бытия. Значимость концепции пространства и времени в литературном произведении заключена, в поиске способов отображения бытия писателем, а так же в возможности синтеза картины мира автора и картины национального сознания путем анализа языковых средств.
Как заметил Ю.М. Лотман, художественное пространство не сводится к одному только простому воспроизведению тех или иных локальных характеристик реального ландшафта, а представляет собой ?модель мира данного автора? и является континуумом, в котором размещаются персонажи и совершаются действие [26, с. 418].
Вслед за Д.С. Лихачевым художественное время понимается как ?явление самой художественной ткани литературного произведения, подчиняющее своим художественным задачам и грам

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования категории времени и пространства  в лирике Ф.И.Тютчева 7

1.1.Категория времени  как способ организации действительности произведения 7

1.2. Категория пространства в литературе 13

1.3. Особенность языка лирики  Ф.Тютчева 20

Выводы по I главе 

Заключение 

Список использованной литературы 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Античная литература. Фрагменты. М.: Высшая партийная школа, 1940. 214 с.
Антология мировой философии в 4 т. М.: Мысль, 1974. Т. 1, ч. 1. 686 с.
Арбузова Н. А. Отражение пространства в языке // Известия ВГПУ. 2019. №7 (140). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-prostranstva-v-yazyke (дата обращения: 23.03.2022).
Арутюнова, Н.Д. О новом, первом и последнем // Логический анализ языка: язык и время / Н.Д. Арутюнова: сб. ст. - М. : Индрик, 2017.
Бердяев, H.A. Судьба России / H.A. Бердяев. - М. : Сов. писатель, 2010.
Бондарко, А. В. Вид и время русского глагола (значение и употребление) / А. В. Бондарко. – М. : Наука, 2011. – 239 с.
Боровская И.О. Пространство во времени и время в пространстве в поэзии Ф. И. Тютчева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 1. С. 33-38.
Брюсов В. Я. Ф. И. Тютчев. Критико-биографический очерк // Тютчев Ф. И. Полн. собр. соч.: в 3 кн. СПб.: Т-во А.Ф. Маркса, 1913. Т. 1. С. 5-37.
Веневитинов Д. В. Полн. собр. соч. М.; Л.: Академия, 1934. Т. 1. 534 с.
Галышева, М. П. Категория времени в художественном мире Ф. М. Достоевского : автореф. дис… канд. филол. наук / М. П. Галышева. – М., 2018. – 210 с.
Гачев, Г.Д. Национальные образы мира / Г. Д. Грачев // Космо-Психо-Логос. - М. : Прогресс -Культура, 2015.
Гете И. В. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. 520 с.
Гин, Я. И. К вопросу о построении поэтики грамматических категорий / Я. И. Гин // Вопросы языкознания. – 2011. – № 2. – С. 114-122.
Гловинская, М. Я. Семантика, прагматика и стилистика видовременных форм / М. Я. Гловинская // Грамматические исследования. Функционально-стилистический аспект : суперсегментная фонетика. Морфологическая семантика / под ред. Д. Н. Шмелева. – М. : Наука, 1989. – С. 188-212.
Голованевский А. Л., Сычёва Е. Н. Семантическое поле ?природа? в поэтической афористике Ф. И. Тютчева // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 246-250.<

художественное время в тексте выступает как единство конечного и бесконечного. В бесконечном потоке времени выделяется одно событие или их цепь, начало и конец их обычно фиксируется. Финал же произведения – говорит нам о том, что временной отрезок, представленный читателю, завершился, но время длится и за его пределами [12, с. 85].
В художественном тексте изменяется, и такое свойство произведений реального времени, как упорядоченность.
Художественное время в большинстве случаев короче ?реального?. Однако существует и важное исключение. Это связано с изображением психологических процессов и субъективного времени персонажа или лирического героя. Переживания и мысли, в отличие от других процессов, протекают, как правило, значительно быстрее, чем движется речевой поток, составляющий основу литературной образности.
Художественное время обусловлено помимо прочего жанровой спецификой произведения, авторскими представлениями, художественным методом, а также тем, в стиле какого