Лингвистическая концепция де Соссюра

В курсовой работе выявляются истоки возникновения лингвистического учения; исследуется роль языка в концепции Фердинанда де Соссюра; рассматриваются основные положения в рамках концепции.
Author image
Liza
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
02.09.2022
Объем файла
71 Кб
Количество страниц
30
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Фердинанд де Соссюр (1857-1913) считается основателем социологической школы языкознания (ее называют также французской школой). Однако многие положения его учения послужили основанием и для другого направления, которое затем оформилось в так называемый структурализм. Именно поэтому, а также в силу того, что ряд выдвинутых им положений находится за пределами доктрин какой-либо определенной школы и связывается непосредственно с самим Ф. де Соссюром ("соссюрианство в языкознании"), его правильнее рассматривать отдельно, не только как представителя социологической школы.
Курс Общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра — работа, определившая все последующее развитие языкознания XX в. Соссюровская методология — различение языка и речи, синхронии и диахронии, предложенный им анализ природы языкового знака — вышла за рамки собственно лингвистики, найдя плодотворное применение в целом ряде гуманитарных наук, от этнологии до психоанализа. Всю свою жизнь он упорно искал те руководящие за

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. История развития лингвистической концепции де Соссюра 5

1.1 Становление лингвистической теории Фердинанда Де Соссюра 5

Глава 2. Основные положения лингвистической концепции Фердинанда де Соссюра 20

2.1 Место языка в ряду явлений человеческой жизни. Семиология 20

2.2 Языковой знак, языковые единицы, значимости 23

2.3 Лингвистика языка и лингвистика речи 25

2.4 Внутренние и внешние элементы языка 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М.: Просвещение, 2009. С.11-29.
Гречко В.А. Теория языкознания: учебное пособие. М: Высшая школа 2003.
Даниленко В. П. Общее языкознание и история языкознания: курс лекций М:Флинта, Наука 2009.
Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX вв. в очерках и извлечениях, ч.2. М., 2005.
Зубкова Л. Г. Язык в зеркале знаковых теорий: к определению детерминанты лингвистической концепции Ф. де Соссюра // Вести. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: лингвистика. М., 1995. N 2.
Кондрашов.А.Н. История лингвистических учений:учебное пособие.М:Просвещение 1989
Косериу Э. Синхрония, диахрония и история (проблема языкового изменения) .2-е изд., стереотипное. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
Кузнецов. В.Г. Научное наследие Женевской школы в свете современной лингвистики. Диссертация на соискание степени доктора филологических наук. МГЛУ. М: 2006г
Кучерова Л. Н., Кашичкина О. А. Петер Вундерли об анаграммах Ф. де Соссюра//Фоносемантические исследования. Пенза, 1990.
Нарумов Б. П. Социальная концепция языка Ф. де Соссюра : (На материале пер. «Заметок по общей лингвистике») // Изв. Сер. лит. и яз. М., 2012. Т. 51, N 2.
Нелюбин.Л.Л. Хухуни Г.Т. История науки о языке:учебник. М:Флинта, Наука 2011.
Слюсарева Н.А. Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики. М.: Наука, 2015.
Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
Шелякин М.А. Язык и человек: К проблеме мотивированности языковой системы. М.:Флинта:Наука, 2015.

Книга Ф. де Соссюра содержит немало противоречий. Некоторые из них определялись историей подготовки к печати «Курса», составленного из разнородных и читавшихся в разное время лекций. Некоторые положения своей теории автор не успел довести до конца, но издание «Курса» в то время было необходимым и важным. Многие вопросы были чётко сформулированы, некоторые, перед которыми отступали поколения лингвистов, были более или менее убедительно разрешены (социальное и индивидуальное в языке) или просто «закрыты» (проблемы естественной связи звучания и значения, причины изменения в языке) [6].

Ученики и последователи Соссюра не образуют единства, так как многие положения его концепции противоречивы и допускают неоднозначное толкование.

Непосредственно развивали взгляды своего учителя Ш. Балли, А. Сеше, русский языковед О. Карцевский (Женевская школа). Учёные, работавшие с методом сравнительно-исторического языкознания (А. Мейе, А. Соммерсфельт и др.) также взяли некоторые социологические положения концепции Соссюра. Но главный его вклад в мировую лингвистику заключается в том, что многие его идеи стали основой наиболее влиятельных лингвистических учений настоящего времени – структурализма (пражская школа, глоссематики – датский структурализм) и отчасти дескриптивная лингвистика США.