Предупреждение и исправление речевых ошибок в письменных работах младших школьников
Введение
Русский язык выступает средством межнационального общения между народами, обогащение культуры русской речи приобретает особое значение. Речевая культура - это овладение лингвистическими нормами в произношении, употреблении слов, это умение строить текст, а также использовать выразительные языковые. Качество речи - это правильность с точки зрения соответствия нормам литературного языка, правильности употребления слова, последовательности изложения мыслей, понятности и доступности, выразительности и грамотности. Именно в начальной школе дети начинают осваивать нормы устной и письменной литературной речи, учатся пользоваться языковыми средствами. [5, с. 101-108].
Развитие речи младших школьников - проблема, которая всегда была и всегда будет актуальной. Языковое развитие - один из принципов построения программы обучения русскому языку в начальных классах. Недостаточное развитие некоторых коммуникативных навыков приводит к появлению разного рода ошибок в устной и письменной
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предупреждения и исправления речевых ошибок в письменных работах младших школьников. 6
1.1 Анализ понятия «речевые ошибки» в психолого-педагогической литературе. 6
1.2 Классификация речевых ошибок в письменных работах младших школьников. 8
Глава 2. Методические основы предупреждения и исправления речевых ошибок в письменных работах младших школьников. 15
2.1 Анализ программ и учебников по русскому языку с точки зрения направленности материала на предупреждение речевых ошибок. 15
2.2 Исправление речевых ошибок младших школьников. 18
Заключение 26
Список источников 28
Список источников
Арефьева С.А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях// «Русский язык в школе». – 2018. – №3. – С.8 – 12. 2
Архипова Е.В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти профессора Л.П. Федоренко// Начальная школа. – 2017. – №6. – С. 6 – 10.
Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. – Л.: «Просвещение», 2011. – 264с.
Гужва Ф.К. Основы развития речи: Пособие для учителя. – Киев: Рад. шк., 2019. – 156с.
Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в IV-VIII классах: Материалы конференции преподавателей методики русского языка пед. ин-тов и научных сотрудников НИИ педагогики 15-16 апреля 1969 года: Тезисы докладов. – Вып. 1. – М.: Изд-во АПН СССР, 1969 - 194с
Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям// «Начальная школа». – 2014. – №3. – С. 32 – 35.\
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: «Просвещение», 2015. – 176с.
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: «Просвещение», 2015. – 170с.
Львов М.Р. Основы развития младших школьников// «Начальная школа». – 2011. – №7. – С. 8 – 13.
Мали Л.Д. Культура речи: Дидактические материалы для учащихся начальной школы. – Пенза, 2003. 189с
Мали Л.Д., О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С.Пескова. Речевое развитие младших школьников. Методические рекомендации к работе по программе «Речь», 3-4 классы. - Пенза, 2017. - 132с
Мали Л.Д. Предложение и словосочетание: Дидактические материалы по развитию речи для учащихся 1-3 классов. – Пенза, 2017 23. Материалы сайта Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httр://nsроrtаl.ru/«Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование» / Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанжакова, Н.П. Кабанова. — М., 2013.- 17
азеологических норм;
2) Откат в результате плохого словарного запаса, несовершенство языкового стиля.
Современные лингводидактики считают, что немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности и эмоционально оценочных слов следует отнести к стилистическим ошибкам.
Следовательно, классификация М. Львова состоит в разделении ошибок на группы, соответствующие уровням языковой системы, то есть лексические, морфологические, синтаксические ошибки.
В своем исследовании Соловейчик выделяет два типа отклонений в языке учащихся:
1. Нарушение языковой корректности (отклонения от требований языковой системы).
2. Нарушение правильности языка (отклонения от требований контекста). В этом контексте М.С. Соловейчик различает две группы языковых ошибок:
1-я группа - «Ошибки, связанные с нарушением структуры, образования языковых единиц - слов, словоформ, словосочетаний, предложений. В классификации эти ошибки именуются грамматическими ».
группа - «Недостатк