Специфика развития умения анализировать художественные тексты детьми с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня одной из актуальных проблем, с которыми сталкивается современная школа, стала проблема осмысленного чтения, понимания печатных текстов. Между тем текстовая деятельность является основным видом работы и на уроке, и дома. Целью литературного чтения является получение сведений о мире посредством созданных автором образов. Без художественной литературы невозможно представить себе полноценное развитие личности школьника, ибо она способствует накоплению социально-нравственного опыта ребенка. Смысловое восприятие является основным процессом речевой и мыслительной активности. Но на сегодняшний день у многих учащиеся отсутствует полноценное понимание смысла художественного текста.
Усложняет данную проблему и тот факт, что последние десятилетия в общеобразовательных школах неуклонно растет число детей, специфические особенности развития которых квалифицируются как «общее недоразвитие речи». Преодоление нарушений речи у детей с таким диагнозом и дальнейшее их речевое развит
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ……………………………………………………6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………...6
1.2. Особенности восприятия художественных текстов детьми с общим недоразвитием речи….………..............................................................................10
Выводы по главе 1…………………………………………………….….….....15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……………………………………….17
2.1. Принципы развития умения анализировать художественные тексты детьми с общим недоразвитием речи…………………………………………..17
2.2. Содержание работы по формированию умения анализировать художественные тексты детьми с общим недоразвитием речи ……………...22
Выводы по главе 2……………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ……………….……….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Богданова, О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы/ Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям/ О.Ю. Богданова, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова. – М.: Академ А, 1999. – 162 с.
3. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи/Т.Н. Волконская, Г.Х. Юсупова / Ред. И.Ю. Левченко – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 96 с.
4. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
5. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с
6. Воробьева, В.К. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией / В.К. Воробьёва. – М.: МГПИ, 1985. С. 80-88
7. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие/ А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
8. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – 368 с.
9.Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
10.Тюпа, В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / В. И. Тюпа. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.
11.Филичева, Т. Б. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.: ил.
12.Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: в 2 ч. Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Альфа, 1993.– 103 с.
13.Шулекина, Ю.А. Психолингвистические механизмы нарушения понимания текста при ОНР //Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: матер. науч. конф. 22023 апреля 2009 г. / Ю.А. Шулекина /под общ. ред. В.Н. Скворцова - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. с. 450-454.
14.Шулекина, Ю.А. Выявление и коррекция нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. канд. пед. наук. / Ю.А. Шулекина . – М.: Моск. гор. пед. ун-т, 2008.
15.Карачевцева, И.Н. Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / И.Н. Карачевцева. – Белгород, 2012.– 300 с.: ил.
16.Аношкина, Н.Л., Никифорова, Т.Ю., Назирова, А.А. Особенности восприятия художественного слова детьми дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи/ [Электронный ресурс]/ 16. Н.Л. Аношкина, Т.Ю. Никифорова, А.А. Назирова. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27113618_23456551.pdf (дата обращения: 15.03.2022г.)
17.Воспитание читателя на уроках литературного чтения в начальной школе / [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://studbooks.net/2427095/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_analiza_literaturnogo_proizvedeniya_nachalnoy_shkole#59
18. Гурдаева, Н.А. Особенности понимания художественных текстов младшими школьниками с нормальным и нарушенным речевым развитием/ [Электронный ресурс]/ Н.А. Гурдаева // Современное педагогическое образование. – №8 2019 – Режим доступа: file:///C:/Users/semya/Downloads/osobennosti-ponimaniya-hudozhestvennyh-tekstov-mladshimi-shkolnikami-s-normalnym-i-narushennym-rechevym-razvitiem%20(2).pdf
19.Денисова, О.А. Детская логопсихология / [Электронный ресурс]/ ред. О.А. Денисовой. Изд. Владос, 2015.– 210 с.- Режим доступа: https://ozlib.com/806198/psihologiya/osobennosti_ponimaniya_produtsirovaniya_rechi_detmi (дата обращения: 23.03.2022)
20.Изучение литературного чтения в начальной школе/ [Электронный ресурс]/. Режим доступа: https://school160.ru/zagadki-dlya-detej/izuchenie-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoj-shkole.html (дата обращения: 22.03.2022)
21.Плотникова, С. В. Теория и технология начального литературного образования: учебное пособие для студентов института педагогики и психологии детства / [Электронный ресурс] / С. В. Плотникова, А. А. Краева.– Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. – 2017. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7499/1/uch00210.pdf
22.Соболева, О.В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить [Электронный ресурс] О.В. Соболева. Режим доступа: http://rus.1september.ru/index.php?year=2007&n um=23 (дата обращения 11.03.2022).
23.Определение термина художественный текст /[Электронный ресурс]/ TeкcтoЛoгия.py: образовательный журнал. Режим доступа: https://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/hudozhestvenniy-tekst/?q=458&n=291 (дата обращения: 12.03.2022)
24.Толковый переводоведческий словарь /[Электронный ресурс]/ – 3-е издание, переработанное. – М.: Флинта: Наука. Л.Л. Нелюбин. 2003. / /Режим доступа: https://perevodovedcheskiy.academic.ru/1890/художественный_текст
25.Формирование понимания текста у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня /[Электронный ресурс ]/Режим доступа: https://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.php/Формирование_понимания_текста_у_детей_дошкольного_возраста_с_общим_недоразвитием_речи_III_уровня (дата обращения: 12.03.2022)
26.Шулекина Ю.А. Особенности смыслового восприятия слова детьми с нарушениями речевого развития/ [Электронный ресурс]/С.М. Валявко, Ю.А. Шулекина // Специальное образование. 2013. № 3. Режим доступа: file:///C:/Users/semya/Downloads/osobennosti-smyslovogo-vospriyatiya-slova-detmi-s-narusheniyami-rechevogo-razvitiya.pdf (дата обращения: 22.03.2022)
27.Шулекина Ю.А. Как помочь детям с ОНР лучше понимать текст / [Электронный ресурс]/Ю.А. Шулейкина. Режим доступа: file:///C:/Users/semya/Downloads/osobennosti-ponimaniya-hudozhestvennyh-tekstov-mladshimi-shkolnikami-s-normalnym-i-narushennym-rechevym-razvitiem%20(2).pdf (дата обращения: 23.03.2022)
», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях [1, 352].
А.В. Запорожец считал, что восприятие литературного произведения – сложная психическая деятельность, заключающаяся в единстве протекания познавательных, образных и эмоционально-волевых процессов. Благодаря словам и воссоздающему воображению в сознании ребёнка возникают образы, которые должны вызвать эмоциональную реакцию читателя, заставить сопереживать героям и автору, а следствием этого является понимание произведения и понимание своего отношения к нем [7].
В методике преподавания литературы проблема восприятия произведения соотносится с проблемой анализа текста, подчеркивая необходимость формирования в процессе изучения литературы «новых моментов» восприятия, доказывая необходимость развивать не только эстетическое чувство, но и мышление учащихся [2]. Благодаря анализу художественного текста учащиеся учатся воспринимать художественное произведение как искусство слова, как художест