Тема абсурда в художественном мире А.П. Чехова
ВВЕДЕНИЕ
Среди выдающихся русских писателей Антон Павлович Чехов был неаристократом по происхождению, но в то же время настоящим «аристократом духа».
Чехов стал тем писателем, который обыкновенную человеческую жизнь изображал чрезвычайно виртуозно. В своих произведениях он дал слово представителям всех слоев и сословий, его проза является, вероятно, «самой населенной» в мировой литературе: в ней живут почти восемь тысяч персонажей (для сравнения: в «Человеческой комедии» Бальзака — до трех тысяч). Можно утверждать, что Чехов совершил «первую русскую революцию» в литературе. Лев Толстой, который относился к новому поколению настороженно, поскольку оно, по его мнению, состояло из врачей и материалистов, из молодых авторов выделял одного лишь Чехова, хотя тот был и врачом, и материалистом.
Творчество А.П. Чехова отечественным литературоведением исследовано в разных аспектах: от жанровой специфики его произведений, их тематики и проблематики до выявления роли писателя в истории
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АБСУРД КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 6
1.1. Понятие абсурда в гуманитарной науке 6
1.2. Абсурд как литературоведческое понятие 12
ГЛАВА 2. А.П. ЧЕХОВ И МОТИВ АБСУРДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 27
2.1. А.П. Чехов как преемник традиций художественного абсурда 27
2.2. Поэтика абсурда в драматургии А.П. Чехова 39
2.3. Поэтика абсурда в прозе писателя 54
ГЛАВА 3. ЛЮБОВЬ И АБСУРДНОСТЬ БЫТИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ЧЕХОВА 64
3.1. Любовь как объективная невозможность в мире абсурда 64
3.2. Любовь как сила, противостоящая абсурдности бытия 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………...………. 95
ВВЕДЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллаева З. Вещь в мире Чехова // Декоративное искусство СССР. – 1985. – №4. – С. 194 – 201
2. Абдуллаева З. Жизнь жанра в пьесах Чехова // Вопросы
литературы. – 1987. – №4. – С. 155 – 174
3. Балухатый С. Проблемы драматургического анализа. Чехов. Л.: Academia, 1927. – 186 с. (Вопросы поэтики: Непериодическая серия, издаваемая Отделом Словесных Искусств. Вып. IX.)
4. Белик А.П. О своеобразии нравственно-эстетической позиции А.П. Чехова // Вопросы философии. – 1981. – №12. – С. 127 – 137
5. Бердников Г. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания.
Изд. 3-е, доработ. – М.: Худож. лит-ра, 1984. – 511 с.
6. Бердников Г.П. Чехов в современном мире // Вопросы
литературы. – 1980. – №1. – С. 65 – 97
7. Бродская Г. Другая жизнь Шарлотты Ивановны: Чехов //
Литературная газета. – 1996. – №8. – С. 6.
8. Булгаков С. Некоторые черты религиозного мировоззрения Л. И.
Шестова // Сочинения. В 2 т.– Т. 1. – М., 1993. – С. 517-537.
9. Буренина О. Что такое абсурд, или по следам Мартина Эсслина /
О. Буренина [Электронный ресурс]. –Режим доступа : http://www.ecdejavu.net/a/Absurd.
10. Быков Д. Два Чехова // Журнальный зал. – Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/druzhba/2010/1/by15.html
11. Вейсман А. Д. Значение греческого термина. – СПб., 1899. – С. 188.
12. Высторобец А. Портрет писателя на фоне сада // Рос. газета. –
1995. 22 фев. – С. 16
13. Газина К. В. Мотив отверженной любви в творчестве А.П.Чехова [Текст] // Актуальные проблемы филологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 23-26.
14. Головачева А.Г. “Звук лопнувшей струны”. Непрочитанные страницы истории “Вишневого сада” // Литература в школе. – 1997. – №2. – С. 34 – 45
15. Горенштейн Ф. Мой Чехов осени и зимы 1968 г. // Книжное
обозрение. – 1989. – 20 окт. (№42)
16. Гофф И. Двух голосов перекличка: О взаимоотношениях Чехова и Авиловой // Новый мир. – 1981. – №12. – С. 165 – 173
17. Громов Л. Чехов и его великие предшественники. – режим
доступа: http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st003.shtml
18. Громов М.П. Чехов. – М.: Мол. гвардия, 1993. – 394 с.
19. Громова М.И. Чеховские традиции в театре А. Вампилова // Литература в школе. – 1997. – №2. – С. 46 – 53
20. Делез Ж. Логика смысла. –М.: «Раритет», Екатеринбург:
«Деловая книга», 1998. – 480 с.
21. Дерман А. Творческий портрет Чехова. – М.: Мир, 1929
22. Доценко Е. Г. Абсурд как проявление театральной условности //
Известия Уральского государственного университета. 2004. – № 33. – С. 97112.
23. Друцэ И. Улыбающийся Чехов // Вопросы литературы. – 1971. – №2. – С. 132 – 145
24. Дунаев М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература. — М., 2003.
25. Елизарова М.Е. Творчество Чехова и вопросы реализма конца XIX в. – М.: Гослитиздат, 1958. – 199 с.
26. Еремин П. “Скрипка Ротшильда” А.П. Чехова – связь с традициями русской классики // Вопросы литературы. – 1991. – №4. – С. 93 – 123
27. Затонский Д. Вклад Чехова // Иностранная литература. – 1980. –
№5. – С. 173 – 181
28. Зингерман Б. К проблеме ритуала в пьесах Чехова “Дядя Ваня” и
“Три сестры” // Театр. – 1993. – №11. – С. 66 – 77
29. Зиновьев А.А. Мой Чехов // Звезда. – 1992. – №8. – С. 31 – 65.
30. Золотарев И.Л. Гротескный реализм в «Ревизоре» Н.В. Гоголя //Известия ЮФУ. – 2016. - № 1. – С. 43-50
31. Ивин А. А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. –
М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 320 с.
32. Ивин А. А. Словарь по логике – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
33. Ивин И. Философский словарь. – режим доступа:
http://terme.ru/dictionary/187/
34. Ионеско Э. Есть ли будущее у театра абсурда? / Э. Ионеско
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecdejavu.net/a/Absurd.html.
35. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. – М.:
Политиздат, 1989. – С. 222 – 318.
36. Карпова В. Если мы теперь не вместе // Гудок. – 1993 27 окт.
37. Катаев В.Б. “Душечка”: осмеяние или любование?// Русская
словесность. – 1997. – №6. – С. 20 – 24
38. Катаев В.Б. Старцев и Ионыч // Русская словесность. – 1998. – №1. – С. 11 – 15
39. Катаев В.Б. Чехов и мифология нового времени // Науч. докл.
высш. школы. Филол. науки. – 1976. – №5. – С. 71 – 77
40. Кемеров В. Философская энциклопедия. – М.: Панпринт, 1998. –
784 c.
41. Клюев Е.В. Теория литературы абсурда. — М.: Изд-во УРАО, 2000. — 104 с.
42. Коган П. Литературные направления и критика 80-х и 90-х годов. // История русской литературы 19 в. — Т. 5. — 1911 — С. 81
43. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков.
– М.: Издательство «Наука»,1975. – 720 с.
44. Кононенко Е.В. Чеховские карнавальные традиции в прозе Е. Спарк // Література в контексті культури : Зб. наук. праць. Вип. 20 (1). / Ред. кол.: В. А. Гусєв (відп. ред.) та ін. – Д.: Вид-во ДНУ, 2010. – С. 107-114.
45. Косилова Е. О национальных традициях в абсурде /Е. Косилова
[Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://fege.narod.ru/scriptorium/natio.htm.
46. Кравец А. Теория смысла Ж. Делеза: про и контра // Логос. – 2005. – № 4. – С. 211 – 241.
47. Кравец А. Абсурд как нарушение смысла // Вестник ВГУ.
Серия: Гуманитарные науки. – 2004. - № 2. – С. 133 – 178.
48. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Известия РАН. Сер. литературы и языка. 2004. – Т. 63, №3. – С. 3-12.
49. Курдюмов М. Сердце смятенное // Литературное обозрение. – 1994. – № 11/12. – С. 18 – 29
50. Кьеркегор С. Страх и трепет // Кьеркегор С. Страх и трепет [Пер.
с дат]. – М. Республика, 1993. – С. 15 – 112.
51. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1998. – 250 с.
52. Лакшин В. “Почтовая проза” Чехова // Октябрь. – 1986. – №1. –
С. 190 – 195
53. Линков В.Я. Художественный мир прозы А. Чехова. – М.: Изд.-во МГУ, 1982. – 128 с.
54. Литовченко М.В. Пушкинская традиция в прозе А.П. Чехова:
автореф. дисс… к.филол. н. – Кемерово, 2007. – 23 с.
55. Мережковский Д. Брат Человеческий // Дон. – 1988. – №9. – С.
157 – 164
56. Михайловский Б.В. Чехов и его традиции в развитии реализма // Вестник АН СССР, 1960, № 1, стр. 41—47.
57. Моруа А. Искусство Чехова // Моруа А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. –
М.: Пресса, 1992. – 320 с.
58. Мурзак И. Женщины у Чехова // Литературная газета. – 1996. –
№38. – С. 14 – 15
59. Мурзина М.А. Камертон: Субъективные заметки о Чехове // Человек. – 1992. – №4. – С. 125 – 136
60. Набоков В. Лекции по русской литературе. – М.: Независимая газета, 1996. – 440 с.
61. Невзглядова Е. С женщин у него иной спрос… // Аврора – 1985. -
№1. – С. 125 – 136
62. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музики. – М., 1997. – 880 с.
63. Ницше Ф. Сочинения : в 2-х т. / Ф. Ницше ; сост.,ред. и авт.
примеч. К. Свасьяна ; пер. с нем. Ю. Антоновского, Н. Полилова, К.
Свасьяна, В. Флеровой. – М. :Мысль, 1996– . – Т. 2. – 1996. – 829 с.
64. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М., 1990. – 189 c.
65. Паперный З.С. Записные книжки Чехова. – М.: Сов. писатель,
1976. – 391 с.
66. Парамонов Б. Провозвестник Чехов // Звезда. – 1993. – №11. – С. 182 – 187
67. Платон. Собрание сочинений : в 4-х т. / Платон ;общ. ред. А. Лосева, В. Асмуса, А. Тахо-Годи ; примеч.А. Лосева, А. Тахо-Годи. – пер. с древнегреч. – М. :Мысль, 1993– . – Т. 2. – 1993. – 528 с.
68. Полоцкая Э.А. А.П. Чехов: Движение художественной мысли. –
М.: Сов. писатель, 1977. – 340 с.
69. Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. – М.: Просвещение,
1983. – 96 с.
70. Пристли Дж. Д. Антон Чехов // Чеховские чтения в Ялте:
Чехов и театр. – М.: Книга, 1976.
71. Программа по литературе для образовательных учреждений (5-11 классы) / Под ред. А.Г. Кутузова — М.: Дрофа, 2010. — 80 с.
72. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень). / Под ред. В.Я. Коровиной: 9-е издание. – М.: Просвещение, 2007. – 43 с.
73. Рейфилд П.Д. Тара-ра-бумбия и “Три сестры” // Чеховиана:
Чехов культуре ХХ века: Статьи, публикации, эссе. – М.: Наука, 1993.
74. Рехо К. Наш современник Чехов: Обзор работ японских
литературоведов // Литературное обозрение. – 1983. – №10. – С. 20 – 28
75. Рогова Е.Н. Мотив неуверенности и его функция в формировании художественной целостности рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой» // Вестник КемГУ. – 2012. - № 1. – С. 195-201
76. Рынкевич В. Беспокойная муза Чехова: Л.С. Мизинова в жизни и творчестве Чехова // Вопросы литературы. – 1993. – Вып. 6. – С. 138 – 152
77. Сартр Ж.-П. Объяснение «Постороннего» // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. лит. ХХ в. / Сост., предисл., общ. ред. Л. Г. Андреева. – М.: Прогресс, 1986.
78. Скафтымов А.П. Драмы Чехова. // Волга. – 200. – № 2-3. – режим доступа: http://magazines.russ.ru/volga/2000/2-3/skaftym.html
79. Словарь по логике. Атеистический словарь. – М.: Владос, 1998. – 384 с.
80. Соболев Ю. Чехов в современности // «Приазовский пролетарий» 14 июля 1929 г. – С. 2.
81. Сохряков Ю.И. Чехов и “Театр абсурда” в истолковании Д.К.
Оутс. // Русская литература в оценке современной зарубежной критики. – М.:
Изд.-во Моск. ун-та, 1981.
82. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. – М.: Зебра Е, 2009.
– 608 с.
83. Сухих И.Н. Будущее у Чехова // Нева. – 1996. – №2. – С. 195 – 199
84. Сухих И.Н. Повторяющиеся мотивы в творчестве Чехова //
Чеховиана: Чехов в культуре XX века: Статьи, публикации, эссе. – М.: Наука, 1993. – С. 26-32.
85. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. – Л.: Изд.-во ЛГУ, 1987. – 180 с.
86. Трифонов, А. Г. Абсурд // Культурология XX век: Энциклопедия.
– Т.1. – СПб., 1998. – 447 c.
87. Фонвизин Д.И. Недоросль: Избранные произведения. –
Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. – 320 с.
88. Фуксон Л.Ю. Слезы как способ истолкования рассказа «Дом с мезонином» // Новый филологический вестник. – 2016 – № 02 (37). – С. 111117.
89. Чернорицкая О. Л. Поэтика абсурда. – Вологда, 2001. – Т. 1: Классика. Режим доступа: //http://samlib.ru/c/chernorickaja_o_l/abs.shtml
90. Черных П. Историко-этимологический словарь современного русского языка. – М., 1993. – C. 7.
91. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. – М.: Наука, 1974-1985.
92. Чехов в зарубежном литературоведении // Вопросы литературы, 1985. – №2. – С. 210 – 241
93. Чеховиана: Статьи, публикации, эссе. М.: Наука, 1990. – 278 с.
94. Чеховиана: Чехов в культуре XX века. M.: Наука, 1993. – 286 с.
95. Чудаков А. “Неприличные слова” и облик классика: О купюрах в изданиях писем Чехова // Литературное обозрение. – 1991. – №11. – С. 54 – 56
96. Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. – М.: Сов. писатель,1986. – 384 с.
97. Чудаков А. Поэтика Чехова. – М.: Наука, 1971. – 290 с.
98. Чуковский К.И. О Чехове. Человек и мастер. – М.: Худож. лит., 1967. – 206 с.
99. Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков. – М.: Сов.
писатель, 1953. – 460 с.
100. Эстетика : [словарь] / под. общ. ред. А. Беляева и др. – М. :
Политиздат, 1989. – 447 с.
101. Esslin M. The Theatre of the Absurd. – London, 1962.
102. Pinter H. Plays One. – L.: Methuen, 1976. – 256 p.
103. Pinter H. Plays Two. – L.: Methuen, 1977. – 248 p.
104. Pinter H. Plays Three. – L.: Methuen, 1978. – 247 p.
Ковалева не так смущает сам факт того, что его нос садится в карету, как то, что на носу надет мундир. И Ковалев делает абсолютно абсурдный вывод о том, что нос, видимо, является большим начальником. А героям «Мертвых душ» покупка душ не кажется чем-то невероятным, и от того абсурдное поведение Чичикова словно дополняется абсурдным поведением тех, кто продает ему души. Более того, Собакевич, отвечая на вопрос о проданных крестьянах, говорит, что он «не ручается за то, что случится вперед, что если они попримрут во время трудностей переселения в дороге». То есть, продав, по сути, умерших крестьян, Собакевич еще и беспокоится за их здоровье, чем усиливает позицию абсурда.
Героя «Шинели» Акакия Акакиевича после того, как он стал грабителем после смерти, необходимо, с точки зрения полиции, поймать и наказать, причем хоть живым, хоть мертвым. В этом, безусловно, полиция продолжает абсурдность мыслей Собакевича. Собакевич волнуется о здоровье мертвых крестьян, а полиция хочет наказат