Тема абсурда в художественном мире А.П. Чехова

Хорошая дипломная работа на тему "Тема абсурда в художественном мире А.П. Чехова". Структура дипломной работы обусловлена ее целью и задачами: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения (разработка урока по творчеству А.П. Чехова).
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
02.09.2022
Объем файла
166 Кб
Количество страниц
95
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3200 руб.
4000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Среди выдающихся русских писателей Антон Павлович Чехов был неаристократом по происхождению, но в то же время настоящим «аристократом духа».
Чехов стал тем писателем, который обыкновенную человеческую жизнь изображал чрезвычайно виртуозно. В своих произведениях он дал слово представителям всех слоев и сословий, его проза является, вероятно, «самой населенной» в мировой литературе: в ней живут почти восемь тысяч персонажей (для сравнения: в «Человеческой комедии» Бальзака — до трех тысяч). Можно утверждать, что Чехов совершил «первую русскую революцию» в литературе. Лев Толстой, который относился к новому поколению настороженно, поскольку оно, по его мнению, состояло из врачей и материалистов, из молодых авторов выделял одного лишь Чехова, хотя тот был и врачом, и материалистом.
Творчество А.П. Чехова отечественным литературоведением исследовано в разных аспектах: от жанровой специфики его произведений, их тематики и проблематики до выявления роли писателя в истории

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3 

ГЛАВА 1. АБСУРД КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 6 

1.1. Понятие абсурда в гуманитарной науке 6 

1.2. Абсурд как литературоведческое понятие 12 

ГЛАВА  2.  А.П.  ЧЕХОВ  И  МОТИВ  АБСУРДА  В  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ 27 

2.1. А.П. Чехов как преемник традиций художественного абсурда 27 

2.2. Поэтика абсурда в драматургии А.П. Чехова 39 

2.3. Поэтика абсурда в прозе писателя 54 

ГЛАВА 3. ЛЮБОВЬ И АБСУРДНОСТЬ БЫТИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ  МИРЕ ЧЕХОВА 64 

3.1. Любовь как объективная невозможность в мире абсурда 64 

3.2. Любовь как сила, противостоящая абсурдности бытия 76 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87 

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………...………. 95 

ВВЕДЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Абдуллаева З. Вещь в мире Чехова // Декоративное искусство СССР. – 1985. – №4. – С. 194 – 201 

2. Абдуллаева З. Жизнь жанра в пьесах Чехова // Вопросы 

литературы. – 1987. – №4. – С. 155 – 174 

3. Балухатый С. Проблемы драматургического анализа. Чехов. Л.: Academia, 1927. – 186 с. (Вопросы поэтики: Непериодическая серия, издаваемая Отделом Словесных Искусств. Вып. IX.) 

4. Белик А.П. О своеобразии нравственно-эстетической позиции А.П. Чехова // Вопросы философии. – 1981. – №12. – С. 127 – 137 

5. Бердников Г. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. 

Изд. 3-е, доработ. – М.: Худож. лит-ра, 1984. – 511 с. 

6. Бердников Г.П. Чехов в современном мире // Вопросы 

литературы. – 1980. – №1. – С. 65 – 97 

7. Бродская Г. Другая жизнь Шарлотты Ивановны: Чехов // 

Литературная газета. – 1996. – №8. – С. 6. 

8. Булгаков С. Некоторые черты религиозного мировоззрения Л. И. 

Шестова // Сочинения. В 2 т.– Т. 1. – М., 1993. – С. 517-537. 

9. Буренина О. Что такое абсурд, или по следам Мартина Эсслина / 

О. Буренина [Электронный ресурс]. –Режим доступа : http://www.ecdejavu.net/a/Absurd. 

10. Быков Д. Два Чехова // Журнальный зал. – Режим доступа: 

http://magazines.russ.ru/druzhba/2010/1/by15.html  

11. Вейсман А. Д. Значение греческого термина. – СПб., 1899. – С. 188. 

12. Высторобец А. Портрет писателя на фоне сада // Рос. газета. – 

1995. 22 фев. – С. 16 

13. Газина К. В. Мотив отверженной любви в творчестве А.П.Чехова [Текст] // Актуальные проблемы филологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 23-26. 

14. Головачева А.Г. “Звук лопнувшей струны”. Непрочитанные страницы истории “Вишневого сада” // Литература в школе. – 1997. – №2. – С. 34 – 45 

15. Горенштейн Ф. Мой Чехов осени и зимы 1968 г. // Книжное 

обозрение. – 1989. – 20 окт. (№42) 

16. Гофф И. Двух голосов перекличка: О взаимоотношениях Чехова и Авиловой // Новый мир. – 1981. – №12. – С. 165 – 173 

17. Громов Л. Чехов и его великие предшественники. – режим 

доступа: http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st003.shtml   

18. Громов М.П. Чехов. – М.: Мол. гвардия, 1993. – 394 с. 

19. Громова М.И. Чеховские традиции в театре А. Вампилова // Литература в школе. – 1997. – №2. – С. 46 – 53 

20. Делез Ж. Логика смысла. –М.: «Раритет», Екатеринбург: 

«Деловая книга», 1998. – 480 с.  

21. Дерман А. Творческий портрет Чехова. – М.: Мир, 1929 

22. Доценко Е. Г. Абсурд как проявление театральной условности // 

Известия Уральского государственного университета. 2004. – № 33. – С. 97112. 

23. Друцэ И. Улыбающийся Чехов // Вопросы литературы. – 1971. – №2. – С. 132 – 145 

24. Дунаев М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература. — М., 2003. 

25. Елизарова М.Е. Творчество Чехова и вопросы реализма конца XIX в. – М.: Гослитиздат, 1958. – 199 с. 

26. Еремин П. “Скрипка Ротшильда” А.П. Чехова – связь с традициями русской классики // Вопросы литературы. – 1991. – №4. – С. 93 – 123 

27. Затонский Д. Вклад Чехова // Иностранная литература. – 1980. – 

№5. – С. 173 – 181 

28. Зингерман Б. К проблеме ритуала в пьесах Чехова “Дядя Ваня” и 

“Три сестры” // Театр. – 1993. – №11. – С. 66 – 77 

29. Зиновьев А.А. Мой Чехов // Звезда. – 1992. – №8. – С. 31 – 65. 

30. Золотарев И.Л. Гротескный реализм в «Ревизоре» Н.В. Гоголя //Известия ЮФУ. – 2016. - № 1. – С. 43-50  

31. Ивин А. А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. – 

М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 320 с. 

32. Ивин А. А. Словарь по логике – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с. 

33. Ивин И. Философский словарь. – режим доступа:  

http://terme.ru/dictionary/187/ 

34. Ионеско Э. Есть ли будущее у театра абсурда? / Э. Ионеско 

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecdejavu.net/a/Absurd.html.  

35. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. – М.: 

Политиздат, 1989. – С. 222 – 318. 

36. Карпова В. Если мы теперь не вместе // Гудок. – 1993 27 окт. 

37. Катаев В.Б. “Душечка”: осмеяние или любование?// Русская 

словесность. – 1997. – №6. – С. 20 – 24 

38. Катаев В.Б. Старцев и Ионыч // Русская словесность. – 1998. – №1. – С. 11 – 15 

39. Катаев В.Б. Чехов и мифология нового времени // Науч. докл. 

высш. школы. Филол. науки. – 1976. – №5. – С. 71 – 77 

40. Кемеров В. Философская энциклопедия. – М.: Панпринт, 1998. – 

784 c. 

41. Клюев Е.В. Теория литературы абсурда. — М.: Изд-во УРАО, 2000. — 104 с. 

42. Коган П. Литературные направления и критика 80-х и 90-х годов. // История русской литературы 19 в. — Т. 5. — 1911 — С. 81 

43. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. 

– М.: Издательство «Наука»,1975. – 720 с. 

44. Кононенко Е.В. Чеховские карнавальные традиции в прозе Е. Спарк // Література в контексті культури : Зб. наук. праць. Вип. 20 (1). / Ред. кол.: В. А. Гусєв (відп. ред.) та ін. – Д.: Вид-во ДНУ, 2010. – С. 107-114.  

45. Косилова Е. О национальных традициях в абсурде /Е. Косилова 

[Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://fege.narod.ru/scriptorium/natio.htm. 

46. Кравец А. Теория смысла Ж. Делеза: про и контра // Логос. – 2005. – № 4. – С. 211 – 241. 

47. Кравец А. Абсурд как нарушение смысла // Вестник ВГУ. 

Серия: Гуманитарные науки. – 2004. - № 2. – С. 133 – 178. 

48. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Известия РАН. Сер. литературы и языка. 2004. –  Т. 63, №3. – С. 3-12. 

49. Курдюмов М. Сердце смятенное // Литературное обозрение. – 1994. – № 11/12. – С. 18 – 29 

50. Кьеркегор С. Страх и трепет // Кьеркегор С. Страх и трепет [Пер. 

с дат]. – М. Республика, 1993. – С. 15 – 112. 

51. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1998. – 250 с. 

52. Лакшин В. “Почтовая проза” Чехова // Октябрь. – 1986. – №1. – 

С. 190 – 195 

53. Линков В.Я. Художественный мир прозы А. Чехова. – М.: Изд.-во МГУ, 1982. – 128 с. 

54. Литовченко М.В. Пушкинская традиция в прозе А.П. Чехова: 

автореф. дисс… к.филол. н. – Кемерово, 2007. – 23 с.  

55. Мережковский Д. Брат Человеческий // Дон. – 1988. – №9. – С. 

157 – 164 

56. Михайловский Б.В. Чехов и его традиции в развитии реализма // Вестник АН СССР, 1960, № 1, стр. 41—47. 

57. Моруа А. Искусство Чехова // Моруа А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. – 

М.: Пресса, 1992. – 320 с. 

58. Мурзак И. Женщины у Чехова // Литературная газета. – 1996. – 

№38. – С. 14 – 15 

59. Мурзина М.А. Камертон: Субъективные заметки о Чехове // Человек. – 1992. – №4. – С. 125 – 136 

60. Набоков В. Лекции по русской литературе. – М.: Независимая газета, 1996. – 440 с. 

61. Невзглядова Е. С женщин у него иной спрос… // Аврора – 1985. - 

№1. – С. 125 – 136 

62. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музики. – М., 1997. – 880 с. 

63. Ницше Ф. Сочинения : в 2-х т. / Ф. Ницше ; сост.,ред. и авт. 

примеч. К. Свасьяна ; пер. с нем. Ю. Антоновского, Н. Полилова, К. 

Свасьяна, В. Флеровой. – М. :Мысль, 1996– . – Т. 2. – 1996. – 829 с. 

64. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М., 1990. – 189 c. 

65. Паперный З.С. Записные книжки Чехова. – М.: Сов. писатель, 

1976. – 391 с. 

66. Парамонов Б. Провозвестник Чехов // Звезда. – 1993. – №11. – С. 182 – 187 

67. Платон. Собрание сочинений : в 4-х т. / Платон ;общ. ред. А. Лосева, В. Асмуса, А. Тахо-Годи ; примеч.А. Лосева, А. Тахо-Годи. – пер. с древнегреч. – М. :Мысль, 1993– . – Т. 2. – 1993. – 528 с. 

68. Полоцкая Э.А. А.П. Чехов: Движение художественной мысли. – 

М.: Сов. писатель, 1977. – 340 с. 

69. Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. – М.: Просвещение, 

1983. – 96 с. 

70. Пристли Дж. Д. Антон Чехов // Чеховские чтения в Ялте: 

Чехов и театр. – М.: Книга, 1976.  

71. Программа по литературе для образовательных учреждений (5-11 классы) / Под ред. А.Г. Кутузова — М.: Дрофа, 2010. — 80 с. 

72. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень). / Под ред. В.Я. Коровиной: 9-е издание. – М.: Просвещение, 2007. – 43 с.  

73. Рейфилд П.Д. Тара-ра-бумбия и “Три сестры” // Чеховиана: 

Чехов культуре ХХ века: Статьи, публикации, эссе. – М.:  Наука, 1993.  

74. Рехо К. Наш современник Чехов: Обзор работ японских 

литературоведов // Литературное обозрение. – 1983. – №10. – С. 20 – 28 

75. Рогова Е.Н. Мотив неуверенности и его функция в формировании художественной целостности рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой» // Вестник КемГУ. – 2012. - № 1. – С. 195-201  

76. Рынкевич В. Беспокойная муза Чехова: Л.С. Мизинова в жизни и творчестве Чехова // Вопросы литературы. – 1993. – Вып. 6. – С. 138 – 152 

77. Сартр Ж.-П. Объяснение «Постороннего» // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. лит. ХХ в. / Сост., предисл., общ. ред. Л. Г. Андреева. – М.: Прогресс, 1986.  

78. Скафтымов А.П. Драмы Чехова. // Волга. – 200. – № 2-3. – режим доступа: http://magazines.russ.ru/volga/2000/2-3/skaftym.html  

79. Словарь по логике. Атеистический словарь. – М.: Владос, 1998. – 384 с. 

80. Соболев Ю. Чехов в современности // «Приазовский пролетарий» 14 июля 1929 г. – С. 2.  

81. Сохряков Ю.И.   Чехов и “Театр абсурда” в истолковании   Д.К. 

Оутс. // Русская литература в оценке современной зарубежной критики. – М.: 

Изд.-во Моск. ун-та, 1981. 

82. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. – М.: Зебра Е, 2009. 

– 608 с. 

83. Сухих И.Н. Будущее у Чехова // Нева. – 1996. – №2. – С. 195 – 199 

84. Сухих И.Н. Повторяющиеся мотивы в творчестве Чехова // 

Чеховиана: Чехов в культуре XX века: Статьи, публикации, эссе. – М.: Наука, 1993. – С. 26-32. 

85. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. – Л.: Изд.-во ЛГУ, 1987. – 180 с. 

86. Трифонов, А. Г. Абсурд // Культурология XX век: Энциклопедия. 

– Т.1. – СПб., 1998. – 447 c. 

87. Фонвизин Д.И. Недоросль: Избранные произведения. – 

Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. – 320 с. 

88. Фуксон Л.Ю. Слезы как способ истолкования рассказа «Дом с мезонином» // Новый филологический вестник. –  2016 – № 02 (37). – С. 111117.  

89. Чернорицкая О. Л. Поэтика абсурда. – Вологда, 2001. – Т. 1: Классика. Режим доступа: //http://samlib.ru/c/chernorickaja_o_l/abs.shtml 

90. Черных П. Историко-этимологический словарь современного русского языка. – М., 1993. – C. 7. 

91. Чехов А.П. Полное собрание  сочинений и писем: В 30 т. – М.: Наука, 1974-1985.  

92. Чехов в зарубежном литературоведении // Вопросы литературы, 1985. – №2. – С. 210 – 241 

93. Чеховиана: Статьи, публикации, эссе. М.: Наука, 1990. – 278 с. 

94. Чеховиана: Чехов в культуре XX века. M.: Наука, 1993. – 286 с. 

95. Чудаков А. “Неприличные слова” и облик классика: О купюрах в изданиях писем Чехова // Литературное обозрение. – 1991. – №11. – С. 54 – 56 

96. Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. – М.: Сов. писатель,1986. – 384 с. 

97. Чудаков А. Поэтика Чехова. – М.: Наука, 1971. – 290 с. 

98. Чуковский К.И. О Чехове. Человек и мастер. – М.: Худож. лит., 1967. – 206 с. 

99. Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков. – М.: Сов. 

писатель, 1953. – 460 с. 

100. Эстетика : [словарь] / под. общ. ред. А. Беляева и др. – М. : 

Политиздат, 1989. – 447 с. 

101. Esslin M. The Theatre of the Absurd. – London, 1962. 

102. Pinter H. Plays One. – L.: Methuen, 1976. – 256 p. 

103. Pinter H. Plays Two. – L.: Methuen, 1977. – 248 p. 

104. Pinter H. Plays Three. – L.: Methuen, 1978. – 247 p. 

Ковалева не так смущает сам факт того, что его нос садится в карету, как то, что на носу надет мундир. И Ковалев делает абсолютно абсурдный вывод о том, что нос, видимо, является большим начальником. А героям «Мертвых душ» покупка душ не кажется чем-то невероятным, и от того абсурдное поведение Чичикова словно дополняется абсурдным поведением тех, кто продает ему души. Более того, Собакевич, отвечая на вопрос о проданных крестьянах, говорит, что он «не ручается за то, что случится вперед, что если они попримрут во время трудностей переселения в дороге». То есть, продав, по сути, умерших крестьян, Собакевич еще и беспокоится за их здоровье, чем усиливает позицию абсурда.
Героя «Шинели» Акакия Акакиевича после того, как он стал грабителем после смерти, необходимо, с точки зрения полиции, поймать и наказать, причем хоть живым, хоть мертвым. В этом, безусловно, полиция продолжает абсурдность мыслей Собакевича. Собакевич волнуется о здоровье мертвых крестьян, а полиция хочет наказат