Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из приоритетных направлений воспитательной работы в современном обществе должно быть патриотическое воспитание, главная цель которого – формирование у детей и молодёжи качеств патриотизма. Об актуальности патриотического воспитания говорят принятые государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы».
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека в конкретной социокультурной среде. Для
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ………………………………………………….8
1.1.Становление теории патриотического воспитания дошкольников……………………………………………………………………8
1.2. Проблемы воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….12
1.3. Традиции культурно-исторической среды и их воспитательный потенциал………………………………………………………………………...16
1.4. Педагогические условия патриотического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..21
ГЛАВА II ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……29
2.1.Определение уровня сформированности патриотических чувств и знаний у детей об истории родного края ………………………………………………29
2.2. Формирование патриотических чувств и знаний об истории родного края………….……………………………………………………………………34
2.3. Контрольный эксперимент…………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) [текст] / под ред. Н.В.Алёшиной. - М.:УЦ «Перспектива», 2011. – 245с.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]/ под ред. Н.В.Алёшиной. - М: ЦГЛ,2005.- 246с.
3. Антонова, Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей[текст] . / Т.В.Антонова, М.Б.Зацепина. – М.: Мозайка – Синтез, 2012. – 148 с.
4. Арапова-Пискарёва, Н.А. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников [текст] ./ Под общей редакцией Т.И.Оверчук. – М., 2004.
5. Березина, Т.А. Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны [текст] / Т.А. Березина// Детский сад: теория и практика/ под общ. ред. С. Максимовой.- М.: Эдисьон Пресс ООО, 2011.- №9.- С. 16 - 23.
6. Бурляева, О.В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края [текст] / О.В. Бурляева // Детский сад: теория и практика/ под общ. ред. С. Максимовой.- М.: Эдисьон Пресс ООО, 2011.- №9.- С. 82 - 89.
7. Быков, А.К. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие [текст] / Сост. А.К.Быков, И.И. Мельниченко. – М.: ООО ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
8. Веракса, Н. Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [текст]/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.- 304с.
9. Виноградова, Е.Б. Развитие познавательного интереса к родному краю у старших дошкольников/ Е.Б.Виноградова // Воспитатель ДОУ / под общ. ред. М.Ю.Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- № 10.- С.34 – 37.
10. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [текст] / А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева. – СПб. : Питер, 2013. – 464с.
11.Дегтярь, О.В. Работа ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников [текст] / О.В. Дегтярь, Е.В. Дмитрюк // Воспитатель ДОУ / под общ. ред. М.Ю.Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- № 2.- С.10 - 14.
12. Дыбина, О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2 – 7 лет [текст] / Сост. О.В.Дыбина. – М.: Мозайка-Синтез,2010. – 80 с.
13. Елжова, Н.В.Формы работы в дошкольном образовательном учреждении: педсоветы, семинары, методические объединения [текст] / Сост. Н.В.Елжова. – Ростов-на-Дону: Феникс,2010. – 245 с.
14. Зацепина, М.Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет[текст] / Сост. М.Б.Зацепина. – М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 122 с.
15. Казаева, Е.А. «Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста» Учебно – методическое пособие для студентов очного и заочного отделений факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии [текст] .- Шадринск.: ШГПИ, 2001. – 93с
16. Красова, Т.Д. Особенности нравственно – патриотического воспитания дошкольников [текст] / Т.Д.Красова //Воспитатель ДОУ / под общ. ред. М.Ю.Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- № 4.- С.43- 46.
17. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник [текст] / Сост. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2012. – 432с.
18. Куликовская, И.Э. Формирование основ исторического мышления у дошкольников [текст] / И.Э.Куликовская//Детский сад: теория и практика/ под общ. ред. С. Максимовой.- М.: Эдисьон Пресс ООО, 2011.- №9.- С. 6-15.
19. Куцакова, Л.В Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 3 – 7 лет[текст] / Л.В.Куцакова. – М.: Мозайка-Синтез, 2008. – 144 с.
20. Минкевич, Л.В. Тематические педсоветы в детском саду: Учебно – методическое пособие [Текст]/ Сост. Л.В.Минкевич. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2010.-128 с.
21. Мкртычьян, С.С. Знакомим дошкольников с российской символикой [Текст]/ С.С. Мкртычьян // Воспитатель ДОУ / под общ. ред. М.Ю.Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.- № 12.- С.43 - 45.
22. Нефёдова, И.В. Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края [текст] / И.В.Нефёдова // Воспитатель ДОУ / под общ. ред. М.Ю.Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2010.- № 5.- С.4 - 5.
23. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации[текст] / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозайка-Синтез,2008. – 80 с.
24. Петий, А.А., Духовно – нравственное и патриотическое воспитание молодёжи на православных традициях российского воинства[текст] / А.А. Петий, И.В.Шилов. – Волгоград: Корифей, 2011. – 96 с.
25. Романова, А.В. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста / А.В.Романова // Ребёнок в современном образовательном пространстве. Выпуск №2[Текст] / Шадр. гос. пед. институт/ отв. ред. Н.А.Каратаева. – Шадринск: ШГПИ, 2011. – 322с. – С. 73 -77.
26. Савченко, В.И. Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников [текст] / Сост. В.И. Савченко. – СПб.: Детство-Пресс,2013. – 320 с.
27. Смирнова, Е.О. Детская психология [текст]/Сост. Е.О.Смирнова.- М.: изд. ВЛАДОС,2003.- 368 с.
28.Тихонова, А.Ю. Приобщение детей к истории и культуре своей малой родины [текст] / А.Ю.Тихонова // Детский сад: теория и практика/ под общ. ред. С. Максимовой.- М.: Эдисьон Пресс ООО, 2011.- №9.- С. 60 - 65.
29. Флегонтова, Н.П. Воспитание патриотизма: историко – педагогический аспект [текст] / Н.П.Флегонтова // Ребёнок в детском саду/ под общ. ред. 2009.- №3. – С. 2 -6.
30. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология: учебное пособие [текст] / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. - М.: Изд. ФЛИНТА, 2011г.
31. Хазиева, И.Д. Государственная символика в патриотическом воспитании дошкольников [текст] / И.Д.Хазиева // Ребёнок в современном образовательном пространстве. Выпуск №2[Текст] / Шадр. гос. пед. институт/ отв. ред. Н.А.Каратаева. – Шадринск: ШГПИ, 2011. – 322с. – С. 77 - 82.
32. Шейко, Н.Г. Культурное наследие родного края – источник формирования исторических представлений дошкольников [текст] / Н.Г. Шейко // Детский сад: теория и практика/ под общ. ред. С. Максимовой.- М.: Эдисьон Пресс ООО, 2011.- №9.- С. 66 -73.
33. Юченкова, Л.А. Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании [Текст]/ Л.А. Юченкова //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения/ под общ. ред. М.Ю. Парамонова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.- С. 53–62.
34. Обухова Л. Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996. - 374с.
35. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология.- М.: Просвещение, 1973. - 245 с.
36. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М. - Воронеж НПСИ: Модек, 2000. - 303 с.
37.Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста.- СПб.: Каро, 2005
38. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М. - Воронеж НПСИ: Модек, 2000. - 303 с.
39. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Ребенок». - М.: Просвещение, 2004. - 268 с.
40. Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста.- СПб.: Каро, 2005
41. Методическая разработка (подготовительная группа) на тему:
Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края | скачать бесплатно | Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru
42. Педагогические условия воспитания патриотизма у старших дошкольников
https://otherreferats.allbest.ru
43. К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
http://elibrary
44. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7586/
2/10Belyaeva.pdf
http://elar.uspu.ru
45. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников.
http://elibrary.ru
46. Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края
http://knowledge.allbest.ru
47. Бикмаева Г.Р. Знакомство с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
48. Психолого-педагогические аспекты воспитания основ чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста https://infourok.ru
49. Кокуева, Людмила Васильевна диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.07 Ярославль 2002
http://dlib.rsl.ru
50. http://referat-web.ru/file/N138375.zip
http://referat-web.ru
51. Диплом - Психолого-педагогические основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Хронология внедрения регионального компонента в воспитание дошкольников. Методика и значение ознакомления
дошкольников с природой родного края, г...
https://webkursovik.ru
52. Психолого–педагогические основ эффективности гражданского воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада - реферат, курсовая работа, диплом.
http://referatwork.ru
53. Психологопедагогические основы эффективности гражданского воспитания детей дошкольного возраста в - Дипломная работа
http://works.doklad.ru
54.Ахметзянова_Теория_и_методика_воспитания_младших_школьников.doc
55. Психолого–педагогические основы эффективности гражданского воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада | дипломная работа
http://studentbank.ru
56. Воспитание патриотизма у детейстаршего дошкольного возраста // рефераты и курсовые работы
http://alldisser.com
57. Педагогические условия воспитанияпатриотизма у старших дошкольников
https://otherreferats.allbest.ru
58. Сейтмеметова Залия - ВКР.docx
59.http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7586/2/10Belyaeva.pdf http://elar.uspu.ru
60. Новости. Тверское Казачье Братство:юридические услуги, народнаямедицина, компьютерная помощь,помощь в образовании. (7/14)
http://kazaktver.ru
61. Технология по патриотическомувоспитанию в ДОУ - Актуальность,цели и задачи патриотическоговоспитания детей
http://add.coolreferat.com
62. скачать электронную версию (4/14)
http://moluch.ru
63. Современные технологии вдошкольном образовании: реалии иперспективы.
http://elibrary.ru
64. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: КПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ.
http://elibrary.ru
дание материальных и духовных ценностей и тем самым ответить на вопрос: Чем мы можем гордиться?
Культурное наследие края включает в себя:
- не только уникальные, существующие в единственном экземпляре шедевры архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, но и типичные объекты, являющиеся результатом культурно-преобразовательной деятельности человека: типовые жилые дома, обычные фонари, природно-культурный ландшафт, предметы повседневного быта и пр.;
- не только материальные объекты, но и элементы духовной культуры, выработанные предыдущими поколениями и востребованные сегодня: идеи, эстетические и моральные нормы, язык, фольклор, обычаи и традиции;
- не только то, что было создано в далёком прошлом, но и то, что придумано нашими современниками.
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта куль