Формирование диалогической речи детей среднего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевых игр
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство является важным этапом становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Все эти знания ребенок приобретает в игре. Согласно теоретическим позициям психологов, таких как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно в условиях игры дети способны самостоятельно выбирать средства и способы действий, вести творческий поиск информации на основе ее переживания, осмысления и установления в ней личностных смыслов. Находясь в игровой среде, дети общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи.
Сегодня дети недостаточно владеют способами построения диалога, не умеют взаимодействовать друг с другом во время него, инициативно высказываться. Речевое сопровождение предметных де
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования диалогической речи детей среднего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевых игр ………………………………… 6
1.1 Сущность понятия «диалогическая речь», особенности развития речи в среднем возрасте…..…………………………………………… 6
1.2 Роль сюжетно-ролевых игр в формировании диалогической речи детей среднего дошкольного возраста……………………………….. 11
Глава 2. Практические аспекты формирования диалогической речи детей среднего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевых игр ……………………………….… 17
2.1 Описание опыта работы педагога по организации сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста………………………..… 17
2.2 Организация работы по формированию диалогической речи детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр… 30
Заключение……………………………………………………………… 39
Список использованных источников………………………………... 41
Приложение А……………………………………………………………. 45
Приложение Б……………………………………………………………. 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897).
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Кн. для воспитателей дет. сада / А.Г. Арушанова; Центр «Дошк. детство» им. А. В. Запорожца. - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 270 с.
4. Бартош, Н.Н. К вопросу о развитии диалогической речи / Н.Н. Бартош. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 737-739.
5. Важенина, Н. Н. Развитие диалогической речи у детей / Н. Н. Важенина. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т.10. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 93-95.
6. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2004 —384 с.
7. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: «ЭКСМО-Пресс», 2014. - 1008 с.
8. Галеева Е.В., Бартош Н.Н. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста // БГЖ. 2016. №2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-dialogicheskoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.02.2022).
9. Глаголева, К.С. Л.С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К.С. Глаголева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 324-326.
10. Запорожец, А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 2014. - 317 с.
11. Изаренков, Д.И. Обучение диалогической речи: монография / Д.И. Изаренков. – М.: Русский язык, 1981. – 136 с.
12. Исаичкина, С.Ю. Комплекс сюжетно-ролевых игр для развития речи у детей дошкольного возраста / С.Ю. Исаичкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 264-265.
13. Казанкова, Ю.Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста / Ю. Ю. Казанкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 669-673.
14. Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие / Е. И. Касаткина. - Москва: Дрофа, 2010. - 175 с.
15. Короткова, Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи / Э.Л.Короткова // Дошкольник. – 2016 – 86 с.
16. Кузьмич, А.Д. Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста / А. Д. Кузьмич. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 173-175.
17. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - Изд. 3-е, испр. - Москва: Линка-Пресс, 2015. – 91 с.
18. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — Изд. 2-е, испр. и доп. /Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. — М.: Флинта, Наука, 1998 — 312 с.
19. Позднякова Ж.В. Беседа как метод формирования диалогической речи у дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/beseda-kak-metod-formirovaniya-dialogicheskoy-rechi-u-doshkolnikov (дата обращения: 21.02.2022).
20. Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета / Т.И. Зимукова, А.Ю. Буянова, З.Н. Пименова [и др.]. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 24-29.
21. Рузская, А.Г. Коллективные разговоры дошкольников / А. Г. Рузская. // Дошкольное воспитание. – 2018 – 76 с.
22. Русский язык и культура речи: практикум, словарь: учебно-практическое пособие для бакалавров: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена; [сост. Сергеева Е. В. и др.]; под общ. ред. В. Д. Черняк. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2012. - 525 с.
23. Томогашева О.В. Теоретические подходы к проблеме диалогической речи // Инновационная наука. 2015. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-probleme-dialogicheskoy-rechi (дата обращения: 21.02.2022).
24. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - Москва: Просвещение, 1977. - 239 с.
25. Чулкова, А.В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста / А.В. Чулкова. – Волгоград: Перемена, 2003. – 168 с.
26. Эльконин, Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2014. - 144 с.
27. Эриксон, Э.Г. Детство и общество / Эрик Г. Эриксон; Перевод, науч. ред. А.А. Алексеева - СПб.: Психол. центр «Ленато»; Балашиха: Фонд «Унив. кн.», 1996. – 589 с.
28. Якубинский, Л.П. Язык и его функционирование: Избр. работы / Л. П. Якубинский; Отв. ред. А. А. Леоньтьев; АН СССР, Отделение лит. и яз., Комис. по истории филол. наук. - М.: Наука, 1986. – 205 с.
29. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общей редакцией В. И. Яшиной. - 8-е изд., стер. - Москва: Академия, 2018. – 445 с
о осязаемого продукта, в ней все «как будто», условно. Все это расширяет его детский мир и обеспечивает эмоциональный комфорт» [13, с.671].
В сюжетно-ролевой игре дети вступают во взаимодействие, поэтому им нужны игрушки для самостоятельных игр. Объединению играющих помогает крупный игровой материал. Это могут быть крупные игрушки, например, макеты машин, теплоход и т.д., а также крупные предметы-заместители: средо-образующие модули, фанерные ящики, выполненные по типу кубиков вкладышей, крупный строительный материал. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, вокруг разбросали кубики как будто лодки или льдины, поставили треугольники, а это скалы или акулы. Такая обстановка создает у детей иллюзию подлинности переживаемых событий. Чем разнообразнее отображение в играх события, тем более обобщенный игровой материал требуется, вот поэтому наряду с игрушками, предлагаются и мелкие предметы-заместите