Модернизация технологии автодромного обучения водителей категории В
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время транспорт является одним из основных элементов, обеспечивающих поддержание и развитие жизнедеятельности человека. В правилах дорожного движения «водитель» определяется как «физическое лицо, управляющее транспортным средством» [16]. Процесс подготовки водителей осуществляется в соответствии Приказа Министерства просвещения России от 08.11.2021 № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» [1], данная программа содержит минимум требований к результатам и содержанию подготовки и является основой для разработки рабочих программ, утверждаемых организациями, осуществляющими подготовку водителей. Так же в приказе Министерства просвещения России об утверждении примерных программ профессионального обучения чётко определены профессиональные знания и навыки водителя: «Профессиональные знания и навыки водителя позволяют ему подготавливать автотранспортное средство к эксплуат
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 6
1 СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………… 8
1.1 Современные проблемы автомобилизации ………………………......... 8
1.2 Сложности подготовки водителей транспортных средств в современных условиях..................................................................................... 17
1.3 Пути снижения аварийности начинающих водителей в Омской области, цель и задачи ВКР…………..………………..……………………. 20
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ……………………………………………… 26
2.1 Особенности восприятия обучающимся водителем дорожной информации…………………………………………………………………… 26
2.2 Примерный тематический план обучения вождению транспортного средства.………………………………………………………………………. 33
2.3 Требования к оценке управления транспортным средством, экзаменационные упражнения и система оценки навыков водительского мастерства……. 36
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАЧАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ……………………………………………… 46
3.1 Алгоритм формирования навыков маневрирования в ограниченных условиях движения…………………………………………………………… 46
3.2 Экспериментальная методика формирования навыков маневрирования в ограниченных условиях дорожного движения ……….. 52
3.3 Эффективность экспериментальной методики оценки навыков маневрирования в ограниченных условиях движения…………………….. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Бебинов С.Е. Начальное формирование навыков маневрирования в ограниченных условиях движения средствами автотренажерного обучения : методические указания / ФГБОУ ВО «СибАДИ», Кафедра «Организация перевозок и безопасность движения» ; сост. С.Е. Бебинов. – Электрон. дан. –Омск : СибАДИ, 2022. – Режим доступа: http://bek.sibadi.org/MegaPro,для авторизованных пользователей. – Загл. с экрана.
2 Бебинов С.Е. Б35 Особенности формирования профессиональных водительских навыков: монография / С.Е. Бебинов, В.А. Сальников. – Омск : СибАДИ, 2016. – 174 с.
3 ГИБДД МВД России: [официальный сайт]. URL: http://www.gibdd.ru. http://stat.gibdd.ru/. (Дата обращения 10.03.2023).
4 Распоряжение Росавтодора от 12.05.2015 № 853-р (ред. от 31.01.2017) "Об издании и применении ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации». URL: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Rosavtodora-ot-12.05.2015-N-853-r/. (Дата обращения: 26.02.2023).
5 Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» [электронный ресурс] // Правительство России. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/8/11524. (Дата обращения: 17.02.2023).
6 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р) [Электронный ресурс]. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/3/1009. (Дата обращения: 01.03.2023).
7 Приказ МВД России от 20.02.2021 № 80 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380236/. (дата обращения: 03.03.2023).
8 Приказ Министерства просвещения РФ от 8 ноября 2021 г. № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».
9 Василенко, В. А. Подготовка водителя с учетом его индивидуально-психологических характеристик/ В. А. Василенко. Текст : непосредственный // Актуальные вопросы технических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2013 г.). Т. 0. Пермь : Меркурий, 2013. С. 83-85. URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/73/3488/. (Дата обращения: 15.03.2023).
10 Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» [электронный ресурс]// URL: https://mintrans.gov.ru/documents/8/9757. (Дата обращения: 10.02.2023).
11 Артемова С.Г., Разработка полицентрической системы организации паркирования автомобилей в городах: автореф. дис… канд. тех. наук : 05.22.10 / Артемова Светлана Георгиевна. Волгоград, 2014. 26 с.
12 Интернет-ресурс «20 идей по развитию России». URL: https://www.vedomosti.ru/spec/2022/01/26/. (Дата обращения: 07.02.2023).
13 ГОСТ Р 51256-2018. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200158480. (Дата обращения: 20.03.2023).
14 Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению трансп
Стремительные процессы глобальной автомобилизации, оказывают все возрастающее влияние на различные стороны жизни современного общества и на формирование новой городской среды и ее транспортной системы. Динамику процесса автомобилизации нашей страны в определенной степени отражают отечественные градостроительные нормы, в которых приведены средние расчетные показатели соответственно 250-280 автомобилей на 1000 жителей. Эти показатели следует рассматривать как определенные промежуточные этапы автомобилизации, масштабы которой с каждым годом возрастают. Согласно данным ГИБДД [3] уровень автомобилизации г. Омска в 2022 году достиг 273 автомобилей на 1000 человек. В больших и крупных городах России уровень автомобилизации перешагнул прогнозируемый порог несколько лет назад. Сегодня ежегодно на российских дорогах прибавляется по 2 млн. автомобилей в год (8-10%). При этом усиливается вредное воздействие автомобилей на окружающую среду, усложняются вопросы безопасности дорожного движения, снижается пропускная способность дорог, увеличивается потребление топлива и т. д.
В настоящее время в крупных российских городах участники дорожного движения теряют в течение суток от 30

