Формирование познавательного интереса младших школьников посредством использования средств наглядности в процессе изучения предмета «окружающий мир»
Введение
Актуальность исследования. Главное направление развития начальной школы – повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика. Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение. Наличие познавательного интереса у младших школьников одно из важнейших условий эффективности его обучения, поскольку он побуждает ученика к получению новых знаний и к применению их на практике, это мотив учения, благодаря которому младшему школьнику интересен процесс обучения.
Необходимость формирования познавательного интереса как одной из важнейших целей образования заявлена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).
Проблему формирования познавательного интереса младших школьников широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн и в педагогике Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина, так же в своих работах рассматр
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………3
Раздел 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников посредством использования средств наглядности….............7
1.1. Сущность ключевых категорий исследования……….……………………7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса младших школьников…………………………………………………..…..14
1.3. Использование средств наглядности в процессе формирования познавательного интереса младших школьников…………………………………21
Раздел 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса младших школьников посредством использования средств наглядности в процессе изучения предмета «Окружающий мир» …………………………………38
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса младших школьников …………………………………………………………...……38
2.2. Организация и проведение экспериментальной работы по формированию познавательного интереса младших школьников………………..48
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………………...57
Заключение…………………………………………………………………………….62
Список использованных источников………………………………………………..65
Приложения …………………………………………………………………………..71
Список использованных источников
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009 – 448 с.
2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959 Вып. 16 № 265 С. 41-60.
3. Балабаева А. А. Наглядные средства развития познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира.- М., 2018
4. Баранова, Э. А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Э. А. Баранова. - Н. Новгород, 2006.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Педагогика-Пресс, 2001. — 350 с.
6. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения — М.: Учпедгиз, 1955. — 256 с.
7. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям.- Горький.:Приокское книжное издательство, 1968. — 456 с.
8. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.-430 с.
9. Вергелес Г.И., Денисова А.А. Технологии обучения младших школьников: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»: стандарт третьего поколения. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 254 с.
10. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / под ред. Т.Г. Рамзаевой. СПб., 1997. – 168 с.
11. Выготский Л. С. В 92 Психология развития ребенка. — М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с.
12. Гоначаров Н.К. Педагогическая система Ушинского К.Д. – М.: Педагогика, 1974. – 270 с.
13. Гончаров Д.К. Информационные технологии в образовании [Текст]/Д.К Гончаров. - М.: Педагогика, 2009. - 203 с.
14. Гордон Л. А. Психология и педагогика интереса/ Л.А. Гордон. – Киев, 1940. – 348 с.
15. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
16. Занков, Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении [Текст]. - Москва : Учпедгиз, 1960. - 311 с.
17. Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессеи проблемы его методического обеспечения. - М: Интернет-журнал "Эйдос", 2006 – 7 с.
18. Иванова Н.Ю. Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся. - 2016. - 412 с.
19. Каракулова Т.Т. Формирование познавательного интереса как средство обучения младших школьников/ Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su – URL: pedsovet.su (дата обращения: 15.01.2023)
Т. К. Панкратов писал, что «интерес – выражение устойчивой направленности личности, её деятельности, поступков и поведения относительно объекта потребности» [37, с. 15]. С.Л. Рубинштейн определил интерес как «мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности» [44, с. 693].
Обобщая различные взгляды на сущность интереса, можно выделить несколько направлений, в которых современные концепции относятся к сфере личной потребности, личной направленности и мотивации индивида. Из вышеуказанных направлений нам ближе определение С.Л. Рубинштейна, в котором интерес рассматривается как мотив, и, следовательно, познавательный интерес – как мотив познавательной деятельности.
Рассмотрим сущность понятия «познавательный интерес». В научной литературе, освещающей данную проблему, можно встретить разнообразные толкования этого понятия. Под познавательным интересом зачастую понимают различные состояния человека, всего лишь объединенные позитивной направленностью к его деятельности: увлечения, склонности, любопытство и др. Так, например, И.Ф. Харламов под познавательным интересом понимает «эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер» [59, с.93].
По мнению Е.В. Феденковой, «познавательный интерес – это важнейшая основа развития человека как деятеля, творца, преобразователя. Интерес к познанию активиз

