Лекция и как основная форма организации педагогического процесса в университете

Скачать курсовую работу на тему: Лекция и как основная форма организации педагогического процесса в университете. В которой исследованы ориентиры, жизненные ценности и смыслы. Изучены методы построения лекций в вузе.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
17.12.2025
Объем файла
77 Кб
Количество страниц
33
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Лекция (от лат. lectio — чтение) была и остаётся одной из ведущих форм обучения в вузе. Несмотря на непрекращающуюся критику, споры о её назначении и месте в системе вузовского преподавания, она столь же живуча, как урок в средней школе. И, видимо, не случайно.Когда в конце XIX — начале XX в. все методы обучения стали подразделять на «активные» и «пассивные», лекцию пытались отнести к «пассивным», не играющим определяющей роли в учебном процессе, на том основании, что студенты, слушая её, получают уже готовое знание, а не добывают его самостоятельно. Время даёт и противникам, и сторонникам лекции новые аргументы. Одни полагают, что обилие современных источников информации, нацеленность интерактивных методов обучения на воспитание самостоятельности и творчества отодвигают лекцию как способ приобретения знаний на второй план.
 

Оглавление
Введение
Роль и место лекционных занятий в системе обучения обучения высшей школы на современном этапе………………………………….…….
Методы построения и проведения лекций........................................8
3Вузовская лекция в контексте современной ситуации в образовании.……………………………………………………………..…….11
4 Современные формы лекций в вузе………………………………..
Заключение…………………………………………………...………….23
Список использованных источников…………………………….….…24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Акопов, Г.В. Социальная психология образования Текст. /Г.В. Акопов. -М.: Флинта, 2001. 296 с.
Димухаметов Р.С. Обновление научных основ педагогики повышения квалификации: Принцип фасилитации: Моногр. – Алматы: МоиН РК, РИПКСО, Центр пед. исслед. РИПКСО, 2005. – 115 с.
Ларионова Л. А. Взаимодействие в системе «Преподаватель-студент» как условие формирования профессиональных ценностей / Л. А. Ларионова, Т. А. Жданко // Magister Dixit . – 2014 – №3 (15). – С.74-80.
Овчаров Н. Б. Инновационные системы взаимодействия «Студент-преподаватель» / Н. Б. Овчаров // Вологдинские чтения . – 2007 – №65. – С.95-96.
Спивакова В. В. Педагогическое общение в системе «Преподаватель студент» / В. В. Спивакова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . – 2008 – №76-2. – С.247-250.
Стриженко А. А. Виртуальные сообщества как участники компьютерно-опосредованной коммуникации / А. А. Стриженко // МНКО. –2010 – №3. – С.67-69.
Сырова, Н. В. Проблемы формирования культуры взаимоотношений педагогов и студентов в вузе / Н. В. Сырова, О. В. Серова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1486-1490.
Хохлова Е. В. К вопросу гуманизации образования в системе «Студент-преподаватель» / Е. В. Хохлова // Альманах современной науки и образования . – 2011 – №6. – С.176-177.
Чиркина Е. А. Диагностика, описание и опыт исследования субъект- субъектного взаимодействия в системах «Преподаватель-студент», «Преподаватель - студенты» / Е. А. Чиркина, С. Л. Копотев // Вектор науки тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология . – 2012 – №2. – С.318-321.
Шмакова А. П. Основные стратегии взаимодействия в системе «Преподаватель – студент» / А. П. Шмакова // Психопедагогика в правоохранительных органах . – 2005 – №2 (24). – С.70-71.
Шипицин А. И. Феномен социальных сетей в современной культуре / А. И. Шипицин // Известия ВГПУ . – 2011 – №3. – С.36-40.

Не смотря на то, что основа материала лекций и учебных пособий идентична, лекция обладает бесспорным преимуществом перед учебником. В лекциях предоставляется новейшее освещение научных вопросов, даются самые современные данные о инновациях науки, техники и производства, которые в учебнике может и отсутствовать. Еще одна особенность -  лекция и учебник отличаются количеством материала. Учебник содержит подробности, детали, а в лекциях этих подробностей нет. В некоторых случаях, к примеру при формировании абсолютно новых курсов, лекция может оказаться единственной формой трансляции студентам знаний, поскольку она опережает процесс издания учебного пособия, который обычно продолжается несколько лет.Содержание лекции должно соответствовать требованиям учебной программы определенного предмета. Поэтому важно тщательно подбирать необходимый материал, правильно применять наглядные материалы, технические средства и вычислительную технику