Учебная мотивация обучающихся в колледже
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном, постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение обучающихся предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле и в космосе. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учебной деятельности является, по сути, показателями качества образования.
Исследованием учебной деятельности в целом и ее мотивацией в частности занимались ведущие отечественные психологи и педагоги: А. С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, В.Г. Асеев, И.А. Зимняя, В.Г. Степанов, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, А.А. Люблинская, И.С.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛДЖЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.1. Психологические концепции мотивации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.2. Методы развития учебной мотивации у обучающихся в колледже. . . . 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.1. Организация и методика исследования учебной мотивации у обучающихся в колледже. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
2.2. Результаты исследования учебной мотивации у обучающихся в колледж. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
ПРИЛОЖЕНИЕ А. История исследования проблемы мотивации по автору А.Н. Леонтьеву. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Структура потребностей по А. Маслоу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Методика диагностики учебной мотивации студентов «Диагностика учебной мотивации студентов» (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Протокол тестирования обучающихся. . . . . . . . . . . . . . . 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баишева, Л. М. Методологические подходы и педагогические условия формирования учебной мотивации будущих инженеров (на примере Республики Саха (Якутия)) [Электронный ресурс] / Л. М. Баишева // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 7(48). – С. 78-83. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43785963 (дата обращения: 26.09.2022).
2. Гебос, А .И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению / А. И. Гебос // Воспитание, обучение, психическое развитие : тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. – Ч. 1. – Москва : , 1977. – C.
3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002 – 512 с.
4. Имедадзе, И. В. Полимотивация и принцип соответствия мотива и деятельности / И. В. Имедадзе // Проблема формирования социогенных потребностей. – Тбилиси : , 1981. – С. 31-39.
5. Кононова, Т. А. Мотивация учебной деятельности: психологические средства её оптимизации : монография / Т. А. Кононова, Т. Б. Жакупов, Е. В. Соломатин. – Новосибирск : НВИ ВВ им. генерала армии И.К. Яковлева МВД РФ, 2013 г. – 88 с.
6. Копысова, Л. А. Педагогическое исследование развития мотивации учебной и профессиональной деятельности обучающихся в медицинских вузах / Л. А. Копысова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 102. – С. 63-70.
7. Кузнецов, Н. С. Принципы исследования мотивации личности в марксистской и буржуазной социологии и психологии : автореф. дис. … канд. филос. наук : 09.00.00 / Н. С. Кузнецов. – Свердловск, 1975. – 22 с.
8. Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / В.Г. Леонтьев. – Новосибирск : НГПУ, 2002. – 92 с.
9. Ляшенко, М. В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы [Электронный ресурс] / М. В. Ляшенко // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2019. – №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-osnovnye-ponyatiya-i-problemy (дата обращения: 22.09.2022).
10. Профессиональная педагогика : учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / ред.: С. Я. Батышев, А. М. Новиков. – Москва. : Издательство ЭГВЕС, 2009. – 456 с.
11. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Издательский
По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции [11].
Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке начиная с 30-х гг. XX в. Первой из них была теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии –
Г. Мюррея, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса и др. Рассмотрим некоторые из них.
Достаточно широкую известность получила мотивационная концепция Г. Мюррея. Наряду с выделенным У. Макдугаллом перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, Мюррей предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподоб-ных влечений в результате воспитания и обучения. Это потребности достижения

