Эффективность формирования элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений
ВВЕДЕНИЕ
Современная система дошкольного образования предусматривает дошкольное воспитание детей старшего дошкольного возраста, которое осуществляется дошкольными учреждениями. На практике подготовка детей к школе часто сводится к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, и даются некоторые знания, однако игнорируется очень важный показатель готовности к школе - желание учиться, способность к обучению, то есть к учебной деятельности
В процессе организации деятельности у детей вырабатывается активная позиция, интерес к обучению развивает поведение, повышается познавательная активность, дети учатся принимать поставленную перед ними задачу, находить способы мышления и действия, реализовывать их разнообразие, планировать и анализировать свою деятельность, контролировать, прогнозировать результаты видов деятельности, изменять и совершенствовать. Овладение условиями учебной деятельности позволяет детям самостоятельно создавать новые виды деятельности.
Одним
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……6
1.1. .Понятие, особенности учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте …………………………………………………………………..…………..6
1.2. Развитие математических представлений как средство формирования элементов учебной деятельности дошкольников …………………………..……13
1.3. Средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………..….20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ……………………………….……28
2.1.Диагностика уровня учебной деятельности на констатирующем этапе исследования ……………………………………………………………………….28
2.2.Система работы по формированию элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений..39
2.3.Анализ результатов исследования ……………………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…………51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………...…….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. – М.: Амфирита, 2013. – 288 с.
2. Абдулмананова З.И. Психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка как условие психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школе. Вестник науки и образования. – 2018. – Т. 2, № 7 (43). – С. 88–92
3. Алхатова Т.С. Психологическая готовность ребенка к школе / Т.С. Алхатова, Д.В. Лепешев, Э.С. Алиева. Наука и реальность. – 2022. – № 1 (9). – С. 69–72
4. Белошистая А. В. Понятия и представления в обучении математике дошкольников.: Способы определения понятий. Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 49-53.
5. Белошистая, А. В. О диагностике математического развития детей. Дошкольное воспитание. – 2015. – №3. – С. 11- 18
6. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. - М.: Юрайт, 2020. - 219 с.
7. Бостельман, А. Математика в любое время!. – Москва: Нац. образование, 2016. – 96 с
8. Вахрушева Л.Н. Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста. Концепт. – 2016. – № 20. – С. 7-11.
9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 199 с
10. Васильева Ю.В. Развитие психологической готовности ребенка к обучению школе в условиях школы будущего первоклассника. Заметки ученого. – 2020. – № 5. – С. 39–44.
11. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы : учеб. пособие / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. – 2-е изд. – Москва : Академический Проект, 2020. – 256 с.
12. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства . – М.: МГУ, 2007. – 256 с.
13. Галкина Л.Н. Современные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований: сб. матер. ХIV международной науч.-практ. конф. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2016. – 494 с
14. Габова М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии. – Москва :ДиректМедиа, 2014. – 533 с.
15. Галкина Л.Н. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста. Вестник ЮУрГГПУ. – 2016. – № 6. – С. 32-37
16. Гальперин, П. Я. О методах обучения и умственном развитии ребенка: 30 лет спустя. Обучение и развитие: современная теория и практика: Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Москва, 16-20 ноября 2015г.; под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2 ч. Ч.1. – Т. 1. – М, 2015. – С. 84-88.
17. Гилемханова Г.Ю. Развитие представлений о геометрических фигурах у дошкольников в системе дидакт
Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета.
Учебные действия с помощью которых решаются учебные задачи состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.
Проведем анализ условий, необходимых для развития учебной деятельности дошкольника
Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.
«В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе 2-3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3-4 лет). После 4 лет деятельность приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать об

