Применение дидактических игр в процессе коррекции пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Введение
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено не только на развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме, доступ инвалидов к образованию, но и на обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни общества, на создание условий для освоения социальных навыков. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы [39]. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование [10]. Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Закон обеспечивает регулирование вопросов образования лиц с ограниченными возможностями посредством статей, закре
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование использования дидактических игр как средство развития пространственных представлений детей старшего дошкорльного возраста с общим.……………7
1.1. Развитие пространственных представлений детей дошкольного возраста типично развивающихся и с ОНР…...…………………………………………...7
1.2. Клинико-психолого педагогическая характеристика детей с ОНР старшего дошкольного возраста………………………………………………..19
1.3. Характеристика дидактических игр и их значений в процессе развития пространственных представлений типично развивающихся детей и детей с ОНР старшего дошкольного возраста…..24
Выводы по первой главе………………………………………………………...29
ГЛАВА II. Прикладные аспекты развития пространственных представлений детей с ОНР старшего дошкольного возраста.………….30
2.1 Организация исследования. Анализ и результаты констатирующего эксперимента…...………………………………………………………………...30
2.2. Организация и содержание дидактических игр и упражнений как средство развития пространственных представлений детей с ОНР……….…36
Выводы по второй главе………………………………………………………...42
Заключение……………………………………………………………………….43
Библиографический список……………………………………………………..46
Приложения………………………………………………………………………51
Библиографический список
1. Ахутина Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход // под ред. Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - СПб.: Питер, 2008.—320 с.
2. Базарова Н. А., Дурнева О. В., Шабанова Т. Н. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. // материалы VI Междунар. науч. конф. Два комсомольца, 2015. — г. Челябинск
3. Бетелева Т. Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия: онтогенетические исследования / Академия наук CССР, Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии. - М. : Наука, 1983. - 176 с.
4. Большой психологический словарь / ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – 3-е издание, дополненное и переработанное. – Санкт-Петербург: Прайм- Еврознак, 2006. – 672 с.
5. Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) - М.: Линка-Пресс, 1999. -70 с.
6. Голубева Н.И. Опыт изучения ориентировки ребёнка в пространстве на первом году жизни. // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей./ под ред. Ананьева Б.Г. М.:
«Известия АПН РСФСР», 1986г. - 223с.
7. Дьяченко О.М. Психологические особенности развития дошкольников // под ред. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В.. – М.: Эксмо, 2009. - 176 с.
8. Инхельдер Б., Пиаже Ж. Психология ребенка / под.ред С.Л. Соловьева. - М: Питер, 2003. 243 с.
9. Конвенция о правах инвалидов (Принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
11. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.:, 2006. — 380 с.
12. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.–– М., Просвещение, 1974.- 368
13. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А.Калягина, Т.С.Овчинниковой.- М.: Академия, 2006. — 320 с.
14. Мазанова А. Цветные палочки / Дошкольное воспитание. – 2004. – 42 с.
15. Малиованова Е.Л. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные
Ф. Н. Шемякин устанавливает, что психологической основой для формирования речевых высказываний пространственно-временного характера является ход восприятия пространства, то есть восприятие размещения объекта, анализ положение объектов в пространстве, анализ течения перемещения объекта в пространстве. В речевых высказываниях все это отмечается с помощью использования предложно-падежных форм имен существительных с пространственным смыслом. Формирование восприятия пространства и трехмерно-временной ориентации у дошкольника осуществляется в ходе нескольких этапов: – осваивание ориентировки на своем теле, – осваивание ориентировки от себя, – осваивание системой отсчета от прочего объекта [42].
Л. С. Цветкова упоминает о том, что, усваивая ориентировку в пространстве и времени в предметно-практической работе, ребенку необходимо внедрять в речь специализированные языковые системы, которые рекомендованы в виде предложно-падежных форм

