Особенности лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема речевых нарушений и их коррекции у дошкольников является одной из актуальных проблем логопедии, что обусловлено значительной распространенностью этой формы психического дизонтогенеза и связано с потребностями теории и практики коррекционного обучения и воспитания детей. и молодежь. этой категории детей.
ОНР - общее недоразвитие речи — это речевое расстройство, которое при нормальном слухе и интеллекте значительно задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда наблюдаются: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от нормального, физического слуха, способность воспринимать, дифференцировать и вычленять фонемы родного языка), выраженная задержка в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.
Совокупность перечисленных нарушений является серьезным препятствием для освоения прог
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 5
1.1. Развитие грамматического строя речи у детей 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 10
1.3 Особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР 17
Выводы по главе 1 19
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 21
2.1 Анализ и проведение эксперимента 21
2.2. Результаты исследования 32
Выводы по главе 2 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адмони, В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики / В.Г. Адмони. - М.: Наука. Ленинградское Отделение, 1988. - 240 c.
2. Борякова, Н. Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений / Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова. - М.: Секачев В. Ю., 2020. - 200 c.
3. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР. Методическое пособие / К.Е. Бухарина. - Москва: Машиностроение, 2020. - 112 c.
4. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4–5 лет с ОНР и ЗПР / К.Е. Бухарина. - М.: Владос, 2016. - 698 c.
5. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР. Методическое пособие / К.Е. Бухарина. - М.: Владос, 2020. - 192 c.
6. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5–6 лет с ОНР и ЗПР / К.Е. Бухарина. - М.: Владос, 2016. - 457 c.
7. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР / К.Е. Бухарина. - М.: Владос, 2016. - 763 c.
8. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений у детей 6-7 лет с ОНР и ЗПР. Методическое пособие / К.Е. Бухарина. - М.: Владос, 2020. - 192 c.
9. Бухарина, К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР / К.Е. Бухарина. - М.: Владос, 2016. - 770 c.
10. Бухарина, К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР / К.Е. Бухарина. - М.: Владос, 2016. - 911 c.
11. Бухарина, К.Е. Конспекты
В дошкольном возрасте при моторной алалии отмечаются выраженные трудности в формировании звуковых образов слов: владея достаточным пассивным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов.
Для детей с моторной алалией характерна крайне низкая речевая активность. При этом чем выше интеллект ребенка и чем он критичнее относится к своей речи, тем более у него выражены вторичные компенсаторные формы общения с окружающими, с помощью мимики и жестов.
Для детей с моторной алалией, кроме специфического рече-вого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения.
1.3 Особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНРУ детей несформированные 4-5 групп звуков (свистящие - С, 3, Ц, шипящие - Ш, Ж, Щ, Ч, сонорные - Р, Р', Л, Л', нередко мягкие и звонкие), но у всех детей отмечается смешение (при восприятии на слух и произношении) близких в аккустическом и артикуляторном планах звуков: С -

