Применение технологии ТРИЗ на уроках литературного чтения в 3 классе
ВВЕДЕНИЕ
Творческое мышление является важнейшим психическим процессом, которым должна обладать каждая всесторонне развитая личность. Именно на раннем этапе взросления происходит развитие творческого мышления. Младшие школьники большинство своего времени проводят в школе, поэтому учителю младших классов отводится одна из важнейших задач – сформировать творческое мышление у ребенка. Одна из эффективнейших педагогических технологий, которая показывает максимальную эффективность в воспитании творческой личности - технология ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач – метод, который направлен на развитие творческого потенциала и имеет такие цели, как развить творческие способности, активизировать творческое мышление для продуктивной деятельности, сформировать качества творческой личности.Актуальность использования технологии ТРИЗ заключается в том, что современное образование предъявляет требования к воспитанию детей, творческий потенциал которых будет высоким.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
1Сущность ТРИЗ – технологии развития творчества
2Творческое мышление как важный фактор развития личности младших школьников
3Особенности применения ТРИЗ технологии в начальной школе.
4Использование приёмов ТРИЗ на уроках литературного чтения в начальной школе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКС УРОКОВ НА ТЕМУ «НЕОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ ОБЫЧНЫХ ЖИЛЬЦОВ СТАРОГО ДОМА» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В 3 КЛАССЕ.
1 Первый урок по произведению
2 Второй урок по произведению
3 Третий урок по произведению
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Альтшуллер, Г. С. Алгоритм изобретения [Текст] / Г. С. Альтшуллер. – М.: Московский рабочий, 1973. – 232 с.
Альтшуллер, Г. С. Психология изобретательского творчества [Текст] / Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро //Вопросы психологии. – 1956. – № 3. – С. 5-11.
Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука [Текст] / Г. С. Альтшуллер. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – 208 с.
Бабанова И.А. Использование ТРИЗ для активации деятельности учащихся // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. №5. С. 44-47.
Блонский П.П. Память и мышление. СПб. : ЛКИ, 2007. 288 сБлонский, П. П. Развитие мышления школьника / П. П. Блонский. – Санкт-Петербург : Лань, 2013. – 3 с.
Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
Бухвалов, В. А. Алгоритмы педагогического творчества [Текст]: кн. для учителя / В. А. Бухвалов. – М.: Просвещение, 1993. – 96 с.
Волков Б.С. Психология младшего школьника: уч. Пособие. М. : Академический проект, 2005. 208 с.
Гальетов, В. П. Роль ТРИЗ в реформе системы образования / В. П. Гальетов // Творческие технологии. – Челябинск: ЮУГУ, 2001. – С.19-25.
Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. - М., 1965. - 397 c
Гин, А. А. Задачи-сказки от кота Потряскина [Текст]: для детей младшего школьного возраста / А. А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2002 – 80 с.
Гин, А. А. Приемы педагогической техники [Текст] / А. А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 112 с.
Гин, А. А. ТРИЗ-педагогика [Электронный ресурс] / А. А. Гин. – [Режим доступа: http://www.trizway.com].
Гин, А. А. Цели и задачи ТРИЗ-педагогики [Электронный ресурс] / А. А. Гин; доклад на 9-й научно-практической конференции «Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ», июнь 2006 г. – [Режим доступа: http://www.trizway.com].
Технология ТРИЗ была впервые разработана советским ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером в 1946 году. Изначально инженер начал изучать материалы патентов для выявления закономерности возникновения изобретений, т.е. исследования проводились конкретно над решениями технических задач. Им было выявлено, что для решения таких задач используются 40 приемов, которые Альтшуллер и зафиксировал в своих работах. Приемы объединены ученым под общим названием «типовые приемы устранения технических противоречий». [1] Но позже это понятие расширилось и стало называться теорией решения изобретательских задач. Суть данной технологии заключалась в нахождении нестандартных и наиболее оптимальных решений определенной проблемы или задачи, приложив при этом минимальные усилия. [3]Теорией, внедренной Генрихом Альтшуллером, заинтересовались многие ученые, и позже возникла вторая теория – «теория развития творческой личности». Как известно, творческая личность – это личность, которая обладает высоким уровнем знаний, умеет творить, сочинять, которая обладает притяжением к оригинальному и новому, которая не мыслит шаблонно. ТРИЗ-педагогика и ставит перед собой одну из самых главных целей – сформировать творческую личность ребенка, которая будет обладать всеми перечисленными качествами. [2]

