Особенности произвольности детей седьмого года жизни
ВВЕДЕНИЕ
Произвольность в психологии это сознательная саморегуляция поведения, иными словами – умение подчинять себя правилам. Она является одним из ключевых компонентов психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Произвольность включает в себя различные стороны личности ребенка. Это произвольность поведения, саморегуляция психических процессов, в том числе внимания, памяти и т.д. Поэтому взрослым следует обратить особое внимание на эту сторону психического развития, если ребенок отличается повышенной двигательной активностью, если он непоседлив, если он импульсивен и рассеян. Ведь для педагогов и родителей является естественным желание видеть детей любознательными, сообразительными, умными. Однако, очень часто, у ребёнка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности и проблемы.
Введение
ГЛАВА 1. ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Произвольность. Отличие от воли
1.2 Особенности и развитие произвольности в старшем дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ
2.1 Постановка проблемы. Описание выборки и методов исследования
2.2 Изложение и анализ результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Абдулаева, Е.Н. Организация игры с игрушками-персонажами. / Е.Н. Абдулаева // Дошкольное воспитание. - 2013. - №12. - С. 44-45.
2. Адлер, А.П. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А.П. Адлер. - М.,НИИ технологии, 1995. -378с.
3. Арушанова, А.В. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение. / А.В. Арушанова // Дошкольное воспитание.- 2013. - №5.- С. 35-36.
4. Бедельбаевой, Х.Д. Общение со взрослым - основной источник психического развития ребёнка // Дошкольное воспитание. - 1980.- №5.- С. 32-36.
5. Бодалёв, А.А. Формирование представлений о себе и о другом в общении дошкольников [Текст] / А.А. Бодалёв // сб. Общение и диалог в практике воспитания и психологической консультации -. Москва, 1987. - С. 122-127.
6. Борисова, М.А. Подвижные игры как средство закрепления знаний детей. / М.А. Борисова // Дошкольное воспитание.- 2013. - №10.- С. 15-16.
7. Веракса, А.Н. Практический психолог в детском саду [Текст]: пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. - 2-е изд., исп. - М.: Мозаика-Синтез,2012.-144с.
Воля и произвольность являются разными по своему содержанию психологическими образованиями. Развитие воли связанно со становлением и оформлением мотивационной сферы ребенка, развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности своего поведения. Произвольность-это умение подчинять своё поведение заданному правилу [7;31]. Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков [11;72]. Это-способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. Волевое действие - это произвольное действие. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение главный образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.Главной чертой произвольного и волевого действия является его осознанность. Без осознания своих действий невозможно управлять ими и контролировать их.

