Коррекционная работа по развитию связной устной речи у обучающихся с интелектуальными нарушениями на уроках изобразительной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Связная устная речь является высшей и в наибольшей степени совершенной формой речевого взаимодействия ребенка с окружающей средой, обеспечивает ему шанс целостного восприятия, отражения и воспроизведения воплощенной в речи информации. Огромную важность речи обусловила заинтересованность ученых к исследованию её различных аспектов.Психическое развитие ребёнка, а также мыслительная и психическая деятельность в целом тоже нуждаются в правильном формировании речи. Когда познавательная деятельность начинает включать в себя речь, психические процессы ребенка начинают перестраиваться, происходит формирование мыслительных операций, таких как синтез, анализ, обобщение, сравнение, абстракция, при этом в процессе совершенствования речи они тоже развиваются.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ……………………………………………………………... 8
1.1. Связная устная речь и ее значение в развитии ребенка ……………....... 8
1.2. Особенности развития связной речи детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ………………………………………… 14
1.3. Уроки изобразительного искусства как средство коррекции нарушений речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)……………………………………...............................................22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)…………………………… 30
2.1. Изучение уровня развития связной речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательных учреждениях……………………………………………………………………. 30
2.2. Анализ констатирующего этапа эксперимента…………………………. 37
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ……………………………………………………………….42
3.1. Содержание коррекционной работы по развитию связной речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках изобразительного искусства………………………………………………….. 42
3.2. Анализ контрольного этапа эксперимента……………………………… 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...... 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………………… 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВОНОЙ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксёнова. – М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. – 316 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – 3-е изд., – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – М. : Ось-89, 1997. – 224 с.
4. Ахутина, Т. В. Порождение речи [Текст] / Т. В. Ахутина. – М. : Академия, 1998. – 230 с.
5. Баранов, Р. Е. Пособие по русскому языку с основами языкознания [Текст] / Р. Е. Баранов. – М. : МПГУ, 2015. – 149 с.
6. Бгажнокова, И. М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития [Текст] / И. М. Бгажнокова // Дефектология. – 2004. – № 3. – С. 51-54.
7. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В. П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 191 с.
8. Блюмина, М. Г. О некоторых принципах диагностики олигофрении у детей // Пятая конференция по дефектологии [Текст] / М. Г. Блюмина. – М. : АПН РСФСР, 1967. – 47 с.
9. Бобровская, Г. В. Активизация словаря младшего школьника [Текст] / Г. В. Бобровская // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С.47-51. 57
10. Бугрименко, Е. А. Чтение без принуждения [Текст] / Е. А. Бугрименко. – М. : Творческая педагогика, 1993г. – 96 с.
11. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1973. – 175 с.
12. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст] /под ред. В. В. Воронковой. – М. : Школа-пресс, 1994. – 417 с.
Под связной речью понимают «смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание». Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли, говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [45]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. «Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи» [2]. Существуют три необходимые составляющие характеристики речевой деятельности: структура, предметное содержание и сложный механизм.Только в 60-х годах прошлого столетия речевая деятельность стала серьёзно изучаться отечественной психологической наукой. В 60-ые годы создаются основные научные позиции теории речевой деятельности - основатель А. А. Леонтьев [33]. Речь представляет собой сложную психическую работу и, являясь уникальной отдельной способностью, присущей лишь человеку, связана с процессами мышления и обеспечивает общение при помощи языка.

