Формирование специальных физических качеств юных скалолазов, специализирующихся в боулдеринге
Введение
Скалолазание, как разновидность активного отдыха и спорта, возникло в горных районах в XIX веке. Занятие скалолазанием в свободное время получило широкое распространение в Германии (Саксонская Швейцария, Циттауские горы и др.), Австрии (Тирольские Альпы), на скалах Шотландии, Ирландии, Швейцарии и др. стран. В России более 150 лет тому назад в окрестностях Красноярска зародилось лазание на Красноярских столбах. Скалолазание – современный, технический вид спорта, набравший огромную популярность в Европе, Азии и теперь России. Умение красиво и рационально располагаться на стене достигается путем длительных, планомерных тренировок. Попытки самостоятельно научиться лазать иногда приводят к печальным результатам. Наработать неправильную технику – легко, но, чтобы отучиться от нее иногда требуются годы. Поэтому учиться лазать предпочтительнее в скалолазных школах, с персональным тренером или в кругу опытных друзей – скалолазов. Хотя правильная техника и нарабатывается труднее всего, но зато остается с нами всю жизнь. Развитие физических способностей напрямую влияет на достижения в спортивном скалолазании. Этот вид спорта требует максимального развития всех основных качеств – быстрота, ловкость, сила, выносливость и гибкость. В наши дни скалолазание активно развивается в более чем 80 странах мира, входит в 20 самых популярных видов спорта на планете.
Оглавление
Введение………………………………………………………………… 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования специальных физических качеств юных скалолазов……………….. 9
1.1. Понятие о скалолазании. Скалолазание как олимпийский вид спорта…………………………………………………………………… 9
1.2. Спортивная подготовка в скалолазании……………………….. 11
1.3. Физические качества, развивающиеся при занятии скалолазанием…………………………………………………………... 16
Глава 2. Организация, контингент и методы исследования…………. 32
2.1. Организация и контингент исследования…………………………. 32
2.2. Методы исследования……………………………………………… 34
Глава 3. Экспериментальное исследование процесса развития специальных физических качеств юных скалолазов, специализирующихся в боулдеринге………………………………… 38
3.1. Изучение особенностей развития специальных физических качеств юных скалолазов, специализирующихся в боулдеринге…………………………………………………………….. 38
3.2. Формирование специальных физических качеств юных скалолазов, специализирующихся в боулдеринге на основе комплекса специальных упражнений и тренажеров…......................... 40
3.3. Результаты исследования эффективности новой методики тренировки специальных физических качеств юных скалолазов, специализирующихся в боулдеринге…………………………………. 47
Заключение……………………………………………………………. 59
Библиографический список……………………………………………. 61
Библиографический список
1. Антонович И.И. Спортивное скалолазание / И.И. Антонович. – Москва: Физкультура и спорт, 1978. – 183 с.
2. Ашмарин, Б.А., Теория и методика физического воспитания: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов и пед. уч-щ по спец. «Нач. воен. подготовка и физ. воспитание» и «Физ. культура». [Текст] / Б.А.Ашмарин, Б.Н.Минаев; под ред. Б.М. Шияна – М.: Просвещение, 2016.-224 с.
3. Байковский, Ю.В. Терминология экстрима. Энциклопедический словарь-справочник экстремальных видов спортивной деятельности / Ю.В. Байковский, П.П. Захаров, А.И. Мартынов, А.В. Пилькевич, и др. // авт.-сост. Ю.В. Байковский. – М.: Вертикаль-ТВ; ТВТ Дивизион, 2014. – 507 с.
4. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта (Альпинизм, скалолазание, горный туризм): пособие Ю.В. Байковский. – Москва: ТОО Вилад, 1996. – 79 с.
5. Бочавер К.А., Тер-Минасян А.В. Вперед и вверх: стресс-менеджмент скалолаза. Простые рекомендации психолога и врача сборной команды. – М.: Памятники исторической мысли, 2018. – 98 с.
6. Бочкарева С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарева, Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов А.Г. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. – 344 с.
7. Бухарина М.П. Современные подходы к повышению эффективности тренировочного процесса в скалолазании / М.П. Бухарина // Современное образование, физическая культура и спорт. – 2015. – №1. – С. 31-34.
8. Гигиеническое обеспечение спортивного скалолазания. [Электронный ресурс]. – Электрон. Текстовые. (21000 bytes). Режим доступа http://www.allbest.ru/, 19.10.2011.
9. Дворкин С.С. Тяжелая атлетика. Учебник для вузов: Учеб. [Текст] / 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 380 с.
10. Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры: Курс лекций. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. - 191 с.
11. Захаров П.П. Инструктору альпинизма: методическое пособие/ П.П. Захаров. – Москва: СпортАкадемПресс, 2001. – 208 с.
12. Козина Ж.Л. Теоретико-методологическое обоснование развития скоростно-силовых качеств в скалолазании / Ж.Л. Козина, Е.А. Репко, К.Я. Прусник, Е.К. Прусник, М.З. Целинская // Физическое воспитание студентов. – 2014. – №1. – С 27–33.
13. Котченко, Ю.В. Методика построения тренировки на развитие специальной выносливости в скалолазании в группах спортивного совершенствования студентов / Ю.В. Котченков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2008. – № 2. – С. 32–37.
14. Кошелев В.Ф. Физическое воспитание студентов в техническом вузе: Учебное пособие / Малозёмов О.Ю., Бердникова Ю.Г., Минаев А.В., Филимонова С.И. К 76 / Под ред. О.Ю. Малозёмова. – Екатеринбург: УГЛТУ; Изд-во АМБ, 2015. – 464 с.
15. Ломовцев Д.Ю. Модельные характеристики специальной физической подготовленности скалолазов // Омский научный вестник. – 2015. – № 3. – С. 166–169.
16. Лях, B.И. О классификации координационных способностей / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры, 2007. – № 7. – 84 с.
17. Муллер А.Б. Физическая культура. Учеб. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. [Текст] / А.Б. Муллер – М.: Юрайт, 2020 – 424 с.
18. Официальные правила по скалолазанию: Приказ Министерства Спорта РФ № 342 от 12 апреля 2018 г. [Электронный ресурс]. – 81 с. – Режим доступа: https://www.c-f-r.ru/inf/rules/ (Дата обращения 19.09.2021)
19. Подгорбунских З.С. Техника спортивного скалолазания: учебник / З.С. Подгорбунских. – Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 2000. – 35 с.
20. Пиратинский А.Е. «Подготовка скалолаза» / А.Е. Пиратинский – Москва: Физкультура и спорт, 1987 – 115 с.
21. Репко Е.А. Теоретические основы развития скоростно-силовых качеств в скалолазании // Образование и социализация человека в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. – 2013. – С. 142–145.
22. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта: скалолазание: приказ Министерства спорта РФ № 472 от 16 июня 2014 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/prikaz472-16062013.pdf (Дата обращения 10.11.2021)
23. Шаратских А.Ю. Особенности специальной физической подготовки спортсменов-скалолазов на тренировочном этапе / А.Ю. Шаратских, И.И. Богатова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – №2(156). –. С. 283-289.
24. Шарафутдинов Д.Р. Индивидуализация в подготовке спортсменов-скалолазов высшего уровня / Д.Р. Шарафутдинов // Теория и практика физической культуры. – 2012. – №5. – С. 35-37
25. Eric Hurst «Training for climbing: The definitive guide to improve your performance», 2009. – 352 c.
Упражнение бабочка. Соединяем подошвы стоп и берёмся руками за пальцы ног. Плавно подтягиваем туловище вперед, наклоняясь от бедер, пока не почувствуем довольно сильного растяжения в области паха. Одновременно можете чувствовать напряжение в пояснице. Держим 20 секунд. Не начинаем движение от головы и верхней части туловища. Наклон производим от бедер. Попробуем упереться локтями во внешнюю поверхность бедер. Так будет легче удерживать равновесие и необходимую позу. При наклоне плавно сокращаем мышцы живота; это поможет дополнительно развить гибкость в передней части туловища. Скручивания позвоночника. Принимаем положение сидя, ноги выпрямлены. Сгибаем левую ногу и перекидываем ступню через правое колено. Затем сгибаем правую руку в локте и упираемся ею во внешнюю поверхность левого бедра немного выше колена. Используем локоть для удержания ноги в стабильном положении путем регулируемого давления на бедро. Упираемся левой ладонью в пол за собой, делаем медленный выдох и поворачиваем голову, чтобы посмотреть через левое плечо; одновременно поворачивая верхнюю часть туловища в сторону левой ладони. Поворачивая туловище, стараемся повернуть в ту же сторону таз (хотя правый локоть, удерживающий левую ногу, не позволит нижней части тела двигаться). Таким образом, мы сумеем растянуть поясницу и одну сторону тазового пояса. Держим 10-15 секунд. Повторяем для другой стороны.