Формирование навыка словооизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень)
Введение
Актуальность. В последние десятилетия в психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словоизменения для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словоизменения зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом. С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с подобным системным нарушением проблема формирования навыков словоизменения занимает важнейшее место в современной логопедии.
Особого внимания заслуживает эта проблема у детей с нарушениями речи. Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза и взаимодействия в развитии лексики морфологической и синтаксической системы языка. Вместе с тем, описывая характерные особенности речи детей с общим недоразвитием речи, многие авторы выде
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….……….........3
Глава I. Теоретическое исследование проблемы становления грамматического строя речи в норме и при нарушенном развитии речи…….7
1.1. История изучения грамматического строя речи в отечественной литературе ………………………………….……………………………………..7
1.2. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе…………..................9
1.3. Состояние грамматического строя речи и навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи (III уровень)………..................................16
1.4. Приемы логопедического воздействия по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи…………….23
Выводы по I главе…….………………………………………………………..27
Глава II. Изучение навыка словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень)………………………………………………30
2.1. Цели, задачи, содержание констатирующего исследования …………….30
2.2. Анализ результатов констатирующего исследования …………...............40
2.3 Рекомендации по формированию навыка словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи …………………………………44
Выводы по II главе ……………………………………………………………46
Заключение …………………………………………………….……………….48
Список литературы…………………………….………....................................52
Приложения …………………………………………………………………….57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение [Текст] / А.Г.Арушанова. - М: Просвещение, 1999. – 134 с.
2. Бородович А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М.Бородович. - М: Просвещение,1981. – 210 с.
3. Виноградов В.В. Русский язык [Текст] / В.В.Виноградов. - М: В.Секачев, 2001. – 245 с.
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С.Выготский. - М: Просвещение,1960. – 300 с.
5. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия [Текст] / Л.С.Волкова, С.Н.Шаховская. 3-е изд. — М: ВЛАДОС, 2012. — 364 c.
6. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. -М.: Секачев В.Ю. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. -128 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: Детство-Пресс ; Москва : Творческий центр Сфера, 2007.
8. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста [Текст] // Под ред. Л.А.Венгера. - М.: Просвещение,1983. – 200 с.
9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н.Ефименкова.-М.: Националь-. ный к нижный центр, 2015.
10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда [Текст] / Л.Н.Ефименкова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-219 с.
11. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] // Под ред. Р.Е.Левиной. - М.: Просвещение,1961. – 217 с.
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии [Текст] / С.Жукова, Е.М.Мастюкова. - М.: Медицина,1993. – 250 с.
13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда [Текст] / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Екатеринбург: Изд-во Изд-во АРД ЛТД, 2008.-320 с
14. Капкова Н.М. Особенности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.М. Капкова. - Екатеринбург, Цент Проблем Детства, 1999. – 175 с.
15. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г.А.Каше. - М.: Просвещение,1985. – 265 с.
16. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия [Текст] / В.А.Ковшиков.- М.: ВЛАДОС, 2006. – 160 с.
17. Коноваленко В.В., Кановаленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В.В.Коноваленко, С.В.Кановаленко. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 120 с.
18. Крылова Н.Л, Писарева И.Б, Ефремова Л.Г. Формирование произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи.- М.: Просвещение, 1993.— 144 с.
19. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева. - СПб., «Феникс», 2007. – 224 с.
20. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А.Леонтьев. -М.: Наука, 1969. – 304 с.
21. Лурия А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р.Лурия. - М.: Просвещение, 1995. – 234 с.
22. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи [Текст] / И.С.Лопухина. - М.: ВЛАДОС, 1996. – 316 с.
23. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детс
A.Н. Гвоздев изучил процесс формирования грамматического строя от появления первого слова до овладения связной речью. Его работа представляет систематический анализ всех сторон грамматического строя: синтаксиса, морфологии, словообразования [7].
Закономерности освоения грамматического строя речи были раскрыты в работах С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича и других [25].
Для понимания процесса развития грамматического строя речи у детей большое значение имеют исследования М.И. Поповой, Ф.А. Сохина, Ф.И. Фрадкиной и других психологов. Ф.А. Сохин показал, что речь детей развивается, прежде всего, на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения речевых образцов. Но в этом овладении речью существенную роль играют явно «неподражательные» элементы психологического механизма речевого развития - обобщение языковых и речевых явлений. Именно оно составляет ядро психологического механизма усвоение языка, а не простое подражание взрослым.
B.И. Ядэшко изучила психологические особенности формирования предложений в речи детей. Она сделала вывод о том, что увеличение объема предложений - объективный показатель развития мышления детей. В ее работе анализируется экспериментальный материал процесса обобщений и отвлечений в речи детей в связи с использованием отдельных грамматических форм [47].
В 70-е годы формирование грамматического строя речи дошкольников было предметом исследования М.М. Кониной. Она доказывала необходимость работы с детьми не только над синтаксисом, но и над морфологией, поскольку усвоение морфологической стороны речи вызывает значительные трудности, а синтаксис, которы

