Особенности работы учителя с первоклассниками, испытывающими трудности адаптации к школе

Цель исследования: Изучение уровня адаптации первоклассников и разработка педагогических условий их адаптации к школе
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
31.08.2022
Объем файла
67 Кб
Количество страниц
24
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
720 руб.
900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Становится все более актуальной задача защиты здоровья школьников, создания адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, появления и развития школьной адаптации. Возрастающая сложность социальной среды, быстрые темпы социальной жизни, изобилие противоречивой информации, сокращение образовательного потенциала семьи оказывают негативное влияние на процессы социализации и социальной адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию по экологическим факторам.

Актуальность исследования. Поступление в школу - поворотный момент в жизни ребенка. Место ребенка в системе социальных отношений меняется. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новой позиции в обществе, к новым отношениям со взрослыми и сверстниками; социальные условия, которые определяют развитие и саму жизнь ребенка. Получение статуса школьника для многих детей связано с изменениями образа жизни, когда становится необходимым привыкнуть к новым условиям, персоналу, требованиям, ежедневным обязанностям. Не последнюю роль в процессе адаптации к школе играет первый учитель, который может помочь ребенку адаптироваться и принять новые условия жизнедеятельности.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Адаптация к школе как психологическая проблема 5

1.1. Понятие адаптации младших школьников. 5

1.2. Работа учителя в период адаптации первоклассников к процессу обучения в школе 10

Вывод по 1 главе 12

Глава 2. Педагогические условия успешной адаптации первоклассников к школе 14

2.1. Диагностика адаптации первоклассников в школе 14

2.2. Исследование педагогических условий адаптации первоклассников к школе 20

Вывод по 2 главе 23

Заключение 24

Библиографический список 25

Приложения 26

Приложение 1. 26

Приложение 2. 29

Приложение 3. 30

Библиографический список

1. Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.

2. Ананьева Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка/ Т.В. Ананьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009. №1.С.64.

3. Учебно-методическое пособие «психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода первоклассников», Л. Н. Румянцева.

4. Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи/ Т.К.Кончанин. – Тарту, 2014.

5. Богданова О.С., Причины школьной дезаптации (Электронный ресурс)/ О.С. Богданова // Фестиваль педагогический идей «Открытый урок», - Режим доступа: http// festival. 1septemder.ru

6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология, М., 2001.

7. Цукерман Л. Г. Первые дни ребенка в школе. 2005.

8. Методическая разработка для учителей начальных классов на тему: "Организация адаптации первоклассников к школе"

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-dlya-uchiteley-nachalnih-klassov-na-temu-organizaciya-adaptacii-pervoklassnikov-k-shkole-3827292.html

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации. Также, чтобы учителю систематизировать свое представление о каждом ребенке, начинающему учиться в школе, поможет методика «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе». Авторами данной методики являются Л.М.Ковалева и Н.Н.Тарасенко. Состоит из 46 утверждений. Работая с бланком ответов, учитель должен вычеркнуть номера тех высказываний, которые, по его мнению, относятся к данному ученику. Обобщая результаты, учитель получает достаточно четкие сведения о ребенке. Эти сведения даже могут быть положены в основу более углубленного психологического обследования (Приложение 3).