Особенности работы учителя с первоклассниками, испытывающими трудности адаптации к школе
Введение
Становится все более актуальной задача защиты здоровья школьников, создания адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, появления и развития школьной адаптации. Возрастающая сложность социальной среды, быстрые темпы социальной жизни, изобилие противоречивой информации, сокращение образовательного потенциала семьи оказывают негативное влияние на процессы социализации и социальной адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию по экологическим факторам.
Актуальность исследования. Поступление в школу - поворотный момент в жизни ребенка. Место ребенка в системе социальных отношений меняется. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новой позиции в обществе, к новым отношениям со взрослыми и сверстниками; социальные условия, которые определяют развитие и саму жизнь ребенка. Получение статуса школьника для многих детей связано с изменениями образа жизни, когда становится необходимым привыкнуть к новым условиям, персоналу, требованиям, ежедневным обязанностям. Не последнюю роль в процессе адаптации к школе играет первый учитель, который может помочь ребенку адаптироваться и принять новые условия жизнедеятельности.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Адаптация к школе как психологическая проблема 5
1.1. Понятие адаптации младших школьников. 5
1.2. Работа учителя в период адаптации первоклассников к процессу обучения в школе 10
Вывод по 1 главе 12
Глава 2. Педагогические условия успешной адаптации первоклассников к школе 14
2.1. Диагностика адаптации первоклассников в школе 14
2.2. Исследование педагогических условий адаптации первоклассников к школе 20
Вывод по 2 главе 23
Заключение 24
Библиографический список 25
Приложения 26
Приложение 1. 26
Приложение 2. 29
Приложение 3. 30
Библиографический список
1. Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
2. Ананьева Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка/ Т.В. Ананьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009. №1.С.64.
3. Учебно-методическое пособие «психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода первоклассников», Л. Н. Румянцева.
4. Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи/ Т.К.Кончанин. – Тарту, 2014.
5. Богданова О.С., Причины школьной дезаптации (Электронный ресурс)/ О.С. Богданова // Фестиваль педагогический идей «Открытый урок», - Режим доступа: http// festival. 1septemder.ru
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология, М., 2001.
7. Цукерман Л. Г. Первые дни ребенка в школе. 2005.
8. Методическая разработка для учителей начальных классов на тему: "Организация адаптации первоклассников к школе"
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-dlya-uchiteley-nachalnih-klassov-na-temu-organizaciya-adaptacii-pervoklassnikov-k-shkole-3827292.html
Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации. Также, чтобы учителю систематизировать свое представление о каждом ребенке, начинающему учиться в школе, поможет методика «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе». Авторами данной методики являются Л.М.Ковалева и Н.Н.Тарасенко. Состоит из 46 утверждений. Работая с бланком ответов, учитель должен вычеркнуть номера тех высказываний, которые, по его мнению, относятся к данному ученику. Обобщая результаты, учитель получает достаточно четкие сведения о ребенке. Эти сведения даже могут быть положены в основу более углубленного психологического обследования (Приложение 3).