Игра как средство сенсорного развития дошкольников
Введение
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что человеческое познание окружающего его мира начинается с восприятия и ощущения. При этом развитие этих аспектов создает базис для возникновения иных познавательных процессов. Следовательно, нормальное функционирование умственного развития немыслимо без опоры на полноценное восприятие.При этом такое развитие может быть более успешным в случаях, когда сформированы все необходимые условия для содержательной деятельности, например, игра или конструирование. Это способствует как созданию благоприятных условия для развития ощущений и восприятия, так и способствует формированию потребностей в освоении новой информации, форм, цветов и пространственных ориентировок.Сенсорное развитие дошкольника — это развитие детского восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, включая их форму, цвет, величину, положение в пространстве, а также запах и вкус.
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 Сущностные характеристики сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
2 Игровая деятельность как условие сенсорного развития младших дошкольников
Выводы по Главе 1
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 Диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
2 Программа сенсорного развития младших дошкольников в игровой деятельности в ДОО
Выводы по Главе 2
Заключение
Литература
1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.
2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 1. Очерки психологии. История русской психологии / Под ред. Логиновой Н.А., Отв.ред. и сост. Коростылева Л.А., Никифоров Г.С. –СПб.: Изд-во С-Петербург ун-та, 2007. – 412 с.
3. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
4. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 218 с.
5. Бутвина О. Ю., Гаврашенко Е. С. Сущность и характеристика понятия «Развивающая среда» в ДОУ // Вестник науки и образования. - 2019. - Ч. 4. - № 10 (64). - С. 120-122.
6. Васева Е. Н. Использование дидактических игр и пособий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – С. 25-29.
7. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1998. - 144 с.
Психическое развитие человека, как писал известный психолог Л.С. Выготский, представляет собой последовательный процесс перехода от одной ступени к качественно другой. Сенсорное развитие младшего дошкольника происходит подобным же образом. От простого накапливания различных ощущений он постепенно переходит к осмысленному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. Данный процесс осуществляется в основном через деятельность, однако у каждого ребенка по-разному, так как зависит от индивидуальных психических особенностей человека. По мнению Н.С.Лейтеса «Психика есть субъективное отражение действительности… это сложный и неравномерно протекающий процесс, при котором чередуются более или менее длительные периоды незаметных количественных накоплений с более или менее резкими качественными перестройками» [Шубнякова, 2020].Предпосылкой успешного сенсорного развития младшего дошкольника выступает его моторное развитие, под которым мы понимаем развитие у него моторных реакций, т.е. «рефлекторных ответов мышц на то или иное воздействие на организм» [Рапацевич, 2006].

