Изучение адаптации младших дошкольников с ОВЗ к детскому саду
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям детского сада обозначается особенно остро. Она прежде всего обусловлена сниженными адаптивными ресурсами ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Адаптационные проблемы сопровождают детей с ограниченными возможностями здоровья не только в дошкольном возрасте, но и на протяжении всех периодов социализации.
Во избежание осложнений в начале процесса адаптации и для обеспечения оптимального приспособления ребенка к условиям детского сада необходима организация специальных мер. Правильно организованная деятельность педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья может стать залогом эффективной адаптации детей к условиям детского сада. Наиболее эффективному процессу адаптации может помочь правильно организованная деятельность воспитателя с ребенком.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. Теоретические основы адаптации младших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья к условиям пребывания в детском саду……...5
1.1. Психолого-педагогические особенности младших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ....................................................................................................5
1.2. Проблемы адаптации младших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья к условиям пребывания в детском саду…………………………………………………………..2
Выводы по главе 1……………………………………………………..41
ГЛАВА 2 Организация опытно-экспериментальной работы по изучению адаптации младших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья к условиям пребывания в детском саду………………………………42
2.1. Диагностическая карта для изучения адаптации младших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья к условиям пребывания в детском саду…………………………………………………………..42
2.2. Качественно-количественный анализ результатов психолого-педагогического изучения адаптации младших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья к условиям пребывания в детском саду…………..44
Выводы по главе 2……………………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………..49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] : практ. пособие / авт.- сост. Л. В. Белкина. – Воронеж : Учитель, 2004. – 236 с.
2. Адаптация ребенка к детскому саду [Текст] : советы педагогам и родителям : сборник / сост. А. С. Русаков. – СПб. : Речь ; М. : Сфера, 2011. – 128 с.
3. Адаптация ребенка к условиям детского сада [Текст] : упр. процессом, диагностика, рекомендации / авт.-сост. Н. В. Соколовская. – Волгоград : Учитель, 2010. – 188 с.
4. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста [Текст] / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6. – С. 46-51.
5. Аксарина, М. Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст]: учебник / Н. М. Аксарина. – М. : Медицина, 2000. – 303 с.
6. Алексеева, Е. Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду [Текст] / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 2. – С. 58-60.
7. Арнаутова, Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей [Текст] / Е. П. Арнаутова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2002. – № 3. – С. 31-35.
8. Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду [Текст] / Л. Баданина // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 100-102.
9. Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности [Текст] / Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 92-100.
10. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок какой он есть [Текст] / А. И. Баркан. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001. – 432 с.
11. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] : кн. для воспитателя дет сада / З. М. Богуслав-ская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с.
12. Божович, Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. Н. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 414 с.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняют психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители часто ограничивают себя и своих детей в общении, избегают новых знакомств. Социальная среда детей с ограниченными возможностями здоровья ограниченна семейным кругом, поэтому детям очень часто трудно социально адаптироваться в обществе.Такие родители излишне опекают ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вследствие чего ребенок начинает пользоваться своей ущербностью, становиться ревнивым, требуют повышенного внимания.Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют в активном участии и развитии социума.Благодаря инклюзивному образованию сейчас дается возможность посещать многим детям с ограниченными возможностями здоровья дошкольные образовательные учреждения любого типа, что позволяет им получать полноценное образование и общаться со своими сверстниками.Основная проблема развития детей с ограниченными возможностями здоровья – это трудности социализации.

