Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте
Введение.
Актуальность исследования. В настоящее время такая проблема, как конфликтное поведение подростка, затронула практически каждую семью. Это обуславливает актуальность нашей работы, так как в школе ученики зачастую испытывают трудности в общении как с одноклассниками, так и с учителями. Именно подростковый возраст характеризуется достаточно частыми проявлениями конфликтного поведения. Подросток подобным образом пытается утвердить свою позицию как в отношениях со взрослыми, так и в отношениях с товарищами. На наш взгляд, именно этот период жизни человека следует считать самым сложным, усугубляющимся кризисом подросткового возраста. В этот период подросток уже выходит за рамки детского возраста, но еще недостаточно опытен, чтобы вступить во взрослую жизнь, он находится на границе между детством и взрослой жизнью, именно в этот момент происходит становление и осознание себя как личности.
Возможны два варианта протекания кризиса: «кризис независимости», который характеризуется негативизмом, бунтарством, наглостью, упрямством, ревностью; «кризис зависимости», характеризующийся послушанием, несамостоятельностью, стремлением быть как все, инфантильностью. В связи с этим подросток ощущает внутренние психологические изменения, в связи с которыми он пробует переступить грань и начать взрослую жизнь. Это проявляется в противоречивости общения. По сути, подросток уже в состоянии взаимодействовать со взрослыми на равных, но эта возможность у него отсутствует. В то же время ощущается напряженность в отношении со сверстниками, поскольку интересы подростков начинают разниться, в круг общения добавляются более взрослые подростки.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………………………………3
Глава I. Конфликт в жизни подростка……………………………………….5
1.1.Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой………..5
1.2. Научные определения конфликтов…………………………………...10
1.3. Признаки конфликтов……………………………………………..…..13
1.4. Классификации видов конфликтных явлений……………………….17
1.5. Психологические особенности подросткового возраста……………20
1.6. Конфликтность как характерная черта подросткового возраста.…..26
Глава II. Исследование конфликтного поведения у подростков………...32
2.1. Методы и приемы психологического исследования конфликтов….32
2.2. Исследование конфликтности у подростков……………………...…37
2.3. Анализ полученных результатов…………………………..…………44
Заключение……………………………………………………………………...48
Список использованной литературы………………………………………..51
Приложение……………………………………………………………………..53
Список использованной литературы.
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: Издательство Юрайт , 2014. - 811 с. - ISBN 978-5-9916-42.
2.Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии [Текст]/ В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013.-500 с.- ISBN 5- 93962-093-7.
3. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе [Текст]/ А.Я. Анцупов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с. - ISBN 5- 691-01057-3.
4. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога: 2-е изд. [Текст]/А.Я. Анцупов,А.И. Шипилов.- СПб.: Питер, 2006. - 526 с. - ISBN 5-469-01216-6
5. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст]/ Пер. с англ., М. Брянцевой и Б.Красовского. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
6. Беличева, С.А. Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних [Текст]/ С.А.Беличева.- М. РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2003.- 196 с.
7.Белопольская, Н.Л.Самосознание проблемных подростков [Текст]/ Н.Л. Белопольская, С.Р.Иванова, Е.В. Свистунова, Е.М. Шафирова.- М.: Изд-во Институт психологии ,2007.- 332 с.- ISBN 978-5-9270-0111-8.
8.Бородкин, Ф.М.Внимание: конфликт [Текст]: учебное пособие/Ф.М. Бородкин, Н.М.Коряк. - Новосибирск: Наука, 1989. - 189 с.
9. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - М.: Изд. Центр Академия, 2002. - 416 с.
10. Волков, Б.С. Психология подростка [Текст]/ Б.С. Волков.- М.: Академический Проект, 2017. - 240 с. - ISBN 978-5-8291-2542-4.
11.Выготский, Л.С. Психология развития человека[Текст]/ Л.С. Выготский.- М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.- ISBN 5-699-13728-9.
12. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Т
Это желание быть хорошим, стремление к идеалу и нетерпимость к поучениям, прямому воспитательному воздействию взрослых. Это желание самоутвердиться и неумение цивилизованно это сделать. Это потребность в совете, помощи и нежелание с этим обратится к взрослым. Это богатство желаний, разнообразие потребностей и ограниченность сил, опыта в их достижении. Это презрение к индивидуализму, эгоизму и чувствительное самолюбие. Это романтическая восторженность и грубые выходки. Это удивление перед неисчерпаемостью научных достижений и легкомысленное отношение к учебе».
В связи с определенными психофизиологическими причинами, обусловленными возрастными изменениями, у подростка усиливается, а иногда и обостряется такое поведение и отношение к тому, что его окружает. Из-за неравномерности роста и развития подростки ощущают временную дисгармонию в координации движений, определенную неуклюжесть, угловатость, которые затем исчезают.